Счет времени идет не на дни, а на часы, а порой – и минуты.

В школах нагнетают обстановку: до экзаменов осталось 30 дней, 29 дней…

Что делать?

1. Установите единицы измерения подготовки. Желательно оперировать понятиями «билет» или «тема». На листок бумаги выпишите номера всех билетов, либо тем, либо еще каких-либо частей учебного материала – и последовательно ставьте крестики напротив всего изученного или повторенного. Это сделает процесс подготовки нагляднее – вы будете замечать уровень своего продвижения или отставания от намеченного графика. Наглядность сама по себе мотивирует: иллюзия «у меня еще достаточно времени, я всё успею» уходит, когда очевидно, что это не так.

2. Важно адекватно понять текущее состояние дел. Составьте их обзор. Предположим, из 70 тем по русскому языку 40 достаточно просты и понятны, 30 – представляют сложность для освоения… Можно делить и по другим принципам.

3. Поверьте в собственные силы. Очень важно понимать, можете ли вы реально претендовать на хорошую оценку. Если знаний у вас явно не хватает и времени на улучшение ситуации уже нет, настройтесь на то, чтобы сделать максимум возможного. Если знаний достаточно, а веры в собственные силы мало, это может привести к тому, что вы проявите только часть своих возможностей. Мысли о том, что у вас что-либо может не получиться, замените на противоположные: «Я всё смогу», «У меня есть все необходимые способности». Помните: дорогу осилит идущий. Даже самые творческие специальности, такие как музыка или актерское мастерство, состоят из ряда достаточно простых действий и движений, просто на их освоение нужно много сил, веры в себя и времени.

4. Желательно видеть предмет и в целом, и как перечень тем с подтемами – и детально знать каждую из них. Углубленное повторение, безусловно, хорошо. Однако есть риск «закопаться» в мелочах и, пересчитывая тычинки, забыть об изучении млекопитающих.

В решении этого вопроса помогают ментальные карты Тони Бьюзена, о которых уже писали в журнале «Абитуриент».

5. Выберите вид подготовки: что конкретно я могу делать по каждому из предметов? Посещать курсы, заниматься с репетитором, самостоятельно – с помощью мультимедийных программ, слушать аудиозаписи, работать с учебником, использовать картотеки, писать ответы на билеты, устно пересказывать некоторые темы, писать сочинения, отрабатывать знание грамматики по учебникам с ключами…

Оцените, насколько подходят выбранные вами способы для решения поставленной задачи. Допустим, к устному экзамену недостаточно письменной подготовки – лучше репетировать именно устные ответы.

6. Воспользуйтесь дружеской помощью. Если вы всё равно не успеваете выполнить запланированное, подключите к занятиям друзей, разбирающихся в предмете примерно так же, или даже лучше, чем вы сами. Объясняя друг другу ту или иную тему, вы обнаружите, что вам не хватает каких-то знаний, слов, понятий, формул. Ваш друг будет задавать вам вопросы, которые это мгновенно покажут, а потом вы вместе найдете на эти вопросы ответы. Совместная подготовка может оказаться намного более эффективной, чем самостоятельная, главное – правильно всё организовать: сначала сделать определенное количество работы – и только потом переходить к тому, чтобы просто хорошо провести время вместе, отдохнуть после учебы.

7. Запоминайте правильно. Наша память устроена таким образом: сначала информация поступает в краткосрочную память, через некоторое количество повторений (для каждого человека – индивидуальное) – в долгосрочную. Так что попытка выучить все билеты в последнюю ночь перед экзаменом скорее приведет к провалу, чем к пятерке. В этом случае что-то может выпасть из памяти в самый неподходящий момент.

Нужна система последовательных повторений – в течение года вы изучали темы последовательно, затем начинаете повторять (желательно по нескольку раз), а перед экзаменом просто быстро просматриваете.

Неправда, что скорость восприятия информации непосредственно перед экзаменом значительно вырастает. Лучше разбить темы пропорционально оставшемуся времени – но с запасом. Допустим, на изучение и повторение 30 тем есть 35 дней. Лучше в день проходить по одной теме, а затем в оставшиеся 5 дней повторить всё еще по одному или по нескольку раз для закрепления, чем работать рывками: сегодня 5 тем, а следующие четыре дня – ни одной.

8. Управляйте своими знаниями. Иногда и самооценка человека, и оценка им своих знаний совершенно неадекватны реальности. И заниженная, и завышенная самооценка – это нехорошо. Поскольку ваши знания будут оценивать независимые эксперты, вам нужно четко знать критерии оценивания. Поэтому при разборе ошибок обращайте внимание на то, повторяете ли вы одни и те же ошибки (какие?), к какому правилу они относятся. Важно получать обратную связь о своих ответах – с помощью преподавателя, ключа к тесту и др. Оценка позволит вам стремиться к ее повышению. В то же время есть такие вузы, в которых по некоторым предметам вообще сложно заработать оценку выше неудовлетворительной. В этом случае особенно важно понимать, что считается ошибками, и тренироваться так, чтобы ваши ответы были правильными.

9. Закрепите знания. Когда рабочие прокладывают тоннель, они сначала снабжают новый его участок временными подпорками, а потом уже ставят постоянные стены. Точно так же и в подготовке к вузовскому или школьному экзамену – вы занимались длительное время, но важно в конце собрать все знания воедино, сопроводить это хорошим психологическим настроем, в день перед экзаменом хорошо выспаться – и сдать экзамен на ту оценку, которую вы хотите.

10. Подготовьтесь к экзамену психологически. Я много раз наблюдала, как вполне спокойные люди совершенно терялись в этой экстремальной ситуации. Чем больше человек боится, тем хуже он в этот момент соображает. В самых крайних случаях – не может ответить на простейшие вопросы, которые в обычном состоянии не вызвали бы у него никаких затруднений.

Как справиться с волнением?

Если есть возможность – принимайте участия в олимпиадах, конкурсах, пробных экзаменах.

Снизьте внутреннюю важность того, что происходит. Когда какое-то событие становится для человека судьбоносным, когда провал на экзамене воспринимается как окончательная трагедия, мыслительные способности могут существенно ухудшиться. Поэтому, если есть возможность, дайте себе 2 шанса – например, сдайте сначала пробный экзамен. Ну а в крайнем случае, у вас всегда есть возможность пересдать экзамены спустя год или пойти в другой институт, где ваши результаты окажутся достаточными. Не концентрируйтесь на успехе. И тогда его будет легче достичь.

Освойте простейший прием стресс-менеджмента, который называется «дыхание квадратом». Для этого нужно сделать вдох на 4 счета (мысленно считаете от одного до четырех), задержать дыхание на 4 счета, затем – выдох на 4 счета и снова пауза на 4 счета. Подышав так примерно 10 циклов, вы заметите, что беспокойство заметно снизилось. Главное – вовремя вспомнить об этом приеме, поэтому начинайте практиковать его до экзаменов, чтобы он постепенно вошел в привычку в сложных ситуациях.

Каждая маленькая победа – ступенька к дальнейшим успехам, ведь вступительные экзамены (и выпускные в школе) – не последние в вашей жизни. Обязательно хвалите себя за каждый успех! Не стремитесь непременно к максимальным оценкам: бывают случаи, когда получение троек по всем экзаменам уже гарантирует вам поступление: просто многим не удается достичь даже этого. Последовательная и терпеливая подготовка в течение всего оставшегося у вас времени сделает для вас больше, чем счастливое стечение обстоятельств.

Инна Иголкина, бизнес-тренер
Статья опубликована в журнале "Абитуриент" июнь 2008 г.