Настраивайтесь на позитив!

Большинство людей полагают, что позитивное мышление заключается в том, чтобы  положительно думать о себе и окружающем мире и отгонять плохие мысли, не допуская сосредоточения на том, что могло бы расстроить. Однако на вопрос «Всегда ли вы позитивно мыслите?»,  многие, на миг задумавшись, тут же говорят: «Нет,  для меня это вряд ли возможно». Давайте разберемся, что может радовать или огорчать человека, как воспитать в себе навыки конструктивного мышления в проблемных ситуациях,  и речь будет идти о бухгалтере.

Очень многое зависит от того, насколько эта профессия подходит самому человеку. Если выбор был сделан сознательно, то она, скорее всего, в целом приносит удовольствие. Если же специальность была выбрана под влиянием родителей,  или потому, что это модно, или человек просто не знал, куда бы еще пойти, и свое дело так  не удалось полюбить – есть повод задуматься.

Что может огорчать бухгалтера? Чаще всего это проблемы с сотрудниками, которые совершают ошибки или плохо выполняют свои обязанности, большой  объем работы, авралы в конце квартала, выяснение отношений с налоговой инспекцией и ожидание в очередях. Многие слишком сильно беспокоятся из-за ответственности, которая на них возложена. Иногда у бухгалтера могут возникать сложности и в отношениях с руководителем.

Должность бухгалтера обязывает его ежедневно обрабатывать большое количество чисел и находить в них ошибки, которые неизбежно при этом возникают. Очень важно, чтобы привычка искать ошибки не переносилась из работы с бухгалтерскими и финансовыми документами в другие области жизни – в отношения с коллегами, домашними и другими людьми. Справиться с этим легко – как только вы себя поймали на том, что ищете ошибки – подумайте, нужно ли на самом деле говорить о них человеку, и, если это действительно необходимо – как сделать это вежливо и тактично. Или просто переключите свое внимание на то, что в этом человеке или ситуации хорошо. При желании найти положительное можно во всем. Главное – не огорчаться сразу, а задуматься.

Предположим, кто-то из подчиненных совершил ошибку и предоставил неправильные сведения, например, отчет по командировке. Это обстоятельство не дает возможности вовремя подготовить квартальный отчет. Что делать? Неправильная позиция в этом случае – расстраиваться, испытывать сильные негативные эмоции и т.д. Правильный подход к делу – если была совершена ошибка, исправить ее самостоятельно или объяснить сотруднику, в чем он неправ, и как ему не допускать повторения подобных ситуаций в будущем.

Часто бухгалтеров и финансистов раздражает поток сотрудников, задающих одни и те же вопросы. Если такая ситуация все время повторяется, подумайте, какие средства или технологии могли бы обеспечить ответы на эти вопросы в «автоматическом» режиме. Это может быть доска с образцами заполнения определенных форм, автоматизация работы, когда сотрудников обучают, например, работе с системой 1С, специальные люди, отвечающие на возникающие вопросы, папка, в которой сотрудник может сам познакомиться с интересующим его ответом (она может быть как в бумажном виде, так и в электронном – в закрытом доступе только для уполномоченных сотрудников).  Таким образом, можно научиться одному важному навыку позитивного мышления – сосредотачиваться не на проблеме, а на возможных путях ее решения (или предотвращения).

Иногда проблемы, из-за которых стоит огорчаться и переживать, могут быть не так велики, как изначально кажется. Например, за не вовремя сданный отчет в налоговую инспекцию следует штраф в 50 рублей и приостановка действия банковского счета. Все это, безусловно, неприятно, но не смертельно. Если фирма, о которой идет речь, вообще «нулевка», то, собственно, практически ничего и не случилось, хотя большинство бухгалтеров мгновенно болезненно реагируют на это, как на пятно на профессиональной репутации.

Попробуйте в случае возникновения ситуации, из-за которой вам обычно свойственно огорчаться, задать себе один простой вопрос: «Что самого плохого может случиться?»  Было бы неправильно утверждать, что надо совсем не обращать внимание на все, что негативно. Это – самая распространенная ошибка суеверных людей. Как говорили древние греки: «Предупрежден – значит, вооружен». Знание того, какие негативные последствия могли бы последовать, и какова действительная вероятность их появления, позволяет правильно расставить приоритеты в работе, избежать авралов, переутомления и… как ни странно, самих ошибок.

В геодезии, например, где тоже идет работа с цифрами и очень важна точность их обработки, общепринята практика, когда одни и те же вычисления сначала выполняет один человек (причем 2 раза – для контроля), а затем проверяет другой человек. Это позволяет проверяющему свежим взглядом увидеть те ошибки, которые не заметил первый работник. Если у вас есть возможность, очень полезно воспользоваться этим опытом. Если же просто пытаться внушать себе: «Я позитивен, и поэтому ошибки невозможны…», может наступить разочарование в позитивном мышлении после ряда совершенных по невнимательности ошибок.

Когда к вам в голову приходит негативная мысль и начинает, подобно заезженной пластинке, кружиться в голове, возвращаясь снова и снова, очень важно мысленно «сменить пластинку». Где взять позитивную фразу? Сейчас для этого есть много способов – аудиодиски со специальными позитивными утверждениями, которые читает профессиональный диктор, книги. Впрочем, вы сами можете сказать себе ту фразу, которую хотите слышать в трудный момент, и периодически мысленно ее повторять, например: «У меня все получается». Буквально через две недели, если проявить настойчивость, эта привычка укоренится, и со временем не только вы начнете замечать результаты применения позитивного мышления, но и окружающие отметят, что вы стали спокойнее и с вами приятно разговаривать.

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются опытные профессионалы – это желание быть «идеальным». Например, одна моя знакомая  посетовала, что если она просто скажет: «Нет» в ответ на сто первое предложение провести бесплатную демонстрацию одной известной бухгалтерской программы, произойдут различные неприятности. Анализ этих неприятностей показал, что на самом деле ничего особо страшного не произойдет. Максимум – в следующий раз она опять вежливо откажет, и все. Увы, если бухгалтер или финансист не научатся распределять работу на свою и чужую, им практически гарантированы перегрузки и авралы. Поэтому, если кто-то из сотрудников вместо того, чтобы выслушать вас и научиться оформлять документы для бухгалтерии правильно, пытается переложить эту работу на вас – не надо огорчаться и сердиться, просто вежливо и спокойно настоять на выполнении его обязанностей. Позитивность – не значит попустительство.

Конечно, все проблемы предусмотреть заранее, увы, невозможно. Поскольку законы меняются быстро, даже самый опытный бухгалтер или финансист может не знать, не учесть или не совсем верно трактовать тот или иной документ. Если довольно серьезная неприятность все же случилась - все равно нужно сохранять спокойствие. Ведь то, что случилось хотя бы секунду назад, обычно исправить уже невозможно. А вот улучшить будущее развитие событий – можно. И в этом помогает умение владеть собственным состоянием. Сделайте несколько глубоких вздохов (желательно, незаметно для окружающих). Если надо – сосчитайте до 10 или до 100. Вы заметите, как вам стало значительно легче. Обычно проверяющие инстанции обращают пристальное внимание на то, как ведет себя бухгалтер в подобной ситуации. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Итак, что же такое «позитивное мышление»? Это умение удерживать внутри себя позитивный настрой, несмотря на то, что происходит вокруг. Это – навык в любой проблеме видеть как можно больше путей ее благополучного решения и поводов для личного профессионального роста. Это умение не реагировать мгновенно и эмоционально на происходящие вокруг вас события, а вместо этого всего на долю секунды задуматься и изменить негативное отношение к ситуации на позитивное и конструктивное. Овладев этими простыми навыками на практике, вы не только вырастете как профессионал, но и сохраните свое здоровье и нервы, прекрасный внешний вид и обретете со временем еще большее уважение от коллег по работе и прочих людей, с которыми вы общаетесь.

Инна Иголкина
Опубликовано в журнале
Финансовый Справочник Бюджетной Организации