Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону 8(926)319-50-32 или по e-mail inna@timesaver.ru

  Как читать книги

 Для подготовки к экзаменам очень важно прочно усвоить необходимый объем знаний. Как это сделать? Если раньше основных способов было два – либо слушать преподавателя, либо читать, то сейчас таких способов стало больше – можно слушать аудиокниги, аудиозаписи, пользоваться мультимедийными программами и т.д. В этой статье речь пойдет о том, как же лучше усваивать получаемую информацию, чтобы не терять время зря. В большей мере то, что описывается, относится к чтению текстов с листа бумаги или экрана компьютера, однако многие правила можно применить и для восприятия аудиальной информации, т.е. на слух.

Первое, с чего надо начинать – это какие книги читать. Для абитуриентов этот вопрос обычно решается с помощью консультаций с преподавателями. Например, для изучения английского языка изданы сотни разных учебников, не все из которых одинаково хороши. Если, например, ваши родители изучали английский по учебникам Бонк, это не значит, что и сейчас нужно поступать так же – есть множество более удобных и современных учебников. Что касается школьных предметов, обычно есть учебник, одобренный в данной школе. Однако информации, которая в нем содержится, может быть недостаточно для поступления в выбранный вами вуз, поэтому лучше уточнить в вузе, например, на курсах или на днях открытых дверей, что рекомендуют вузовские преподаватели.

 На что обращать внимание? Это – очень важный вопрос. Обычно в конце каждой главы школьного учебника есть вопросы на понимание текста. Поскольку вопросы расположены в конце текста, то люди автоматически сначала читают текст, а затем – вопросы. Ответьте себе мысленно на вопрос – к чему это может привести?

 Обычно такой порядок чтения приводит к тому, что наше внимание рассеивается по всему прочитанному тексту. Для того, чтобы человек запомнил какую-либо информацию, ему обычно требуется повторить ее несколько раз. Это достигается либо, когда, например, фамилия известного человека повторяется в учебнике неоднократно, либо надо сосредоточиться на поиске этой информации, и затем провести какие-либо мыслительные действия – пересказать прочитанный текст, сравнить с оригиналом, ответить на вопросы и т.д.

 Правильный способ чтения, который позволяет отделить важное от менее важного – это сначала читать вопросы к параграфу, а затем – сам параграф. Это позволяет не просто механически получить информацию, но осмыслить ее, при необходимости – перечитать и повторить.

 Какие моменты мешают восприятию текста? Прежде всего – внутренние. Иногда наши мысли уносятся куда-то вдаль, особенно, если урок кажется скучным. То же самое может происходить при чтении или прослушивании учебного материала. Глаза двигаются по строчкам, а голова в то же самое время уже давно думает о чем-то другом, более интересном. Как от этого избавиться? Наблюдать за собой. Если цель – изучение какого-либо предмета, и вы действительно хотите ее достичь, то, заметив, что вы отвлеклись, просто возвращайтесь обратно к обучению. Перечитайте книгу снова с того места, на котором ваше внимание переключилось. Мысленно перескажите себе содержание абзаца своими словами.

 Еще восприятию текста очень мешает язык, которым он может быть изложен. Проще всего следовать мысленно за текстом, в котором одновременно присутствуют слова, относящиеся к разным органам чувств – вижу, слышу, чувствую. При чтении таких текстов человек как бы запускает «внутреннее кино». Если же текст написан очень общими словами, наукообразными и сложными, часто сознание, не выдержав перегрузки, начинает отключаться, отвлекаясь на какие-то более интересные мысли и идеи.

 Например, читая о «взятии интеграла по замкнутому контуру» лучше всего мысленно представлять себе хотя бы значок интеграла, что это значит, что такое контур, когда он бывает замкнутым и т.д. Если учебник написан словами, вызывающими у вас непреодолимое желание уснуть – попробуйте все-таки найти в них смысл, сделать их более «живыми». Перескажите своими словами, если это не мешает изучению – придумайте какие-нибудь метафоры, на что похоже это правило, например, в физике существует «Правило буравчика», и все сразу понимают, на что это похоже – на штопор для открывания бутылок. Рука сама мысленно начинает совершать вращательное движение. Найдя подобные аналогии для сложных логических правил, вы значительно увеличите шансы запомнить эту информацию навсегда.

 Сколько книг читать? С одной стороны, чем больше – тем лучше. С другой стороны, время абитуриента ограничено, и количество книг определяется реальными возможностями – лучше хорошо изучить одну книгу, рекомендованную преподавателями того вуза, в который вы собираетесь поступать, чем десяток книг, но поверхностно. С другой стороны, науки делятся на точные и гуманитарные. В точных науках никуда не уйти от умения доказывать теоремы, решать задачи с помощью формул. В гуманитарных науках, даже если какая-то информация выучена не очень твердо, при наличии довольно широкого кругозора часто есть возможность, особенно на устном экзамене, поднять свою оценку, используя эрудицию. Поэтому обратите внимание на количество книг, которое вы читаете. Попробуйте его как-либо изменить, подумайте, принесет это вам пользу или нет.

 Какие приемы существуют для твердого запоминания прочитанных текстов? Первый, самый древний прием называется зубрежкой. И, хотя большинство людей относятся к ней не очень позитивно, однако наша память устроена именно так – для того, чтобы перевести информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную, необходимо к ней несколько раз возвращаться. Однако более эффективно не повторять, как попугай, одну и ту же фразу, например: «Куликовская битва произошла в … году», а сначала прочитать вопросы к параграфу учебника, затем мысленно пересказать этот параграф. Через несколько часов еще раз открыть учебник, посмотреть вопросы, попытаться ответить, не заглядывая в текст. Если повторять этот процесс несколько раз (5-7), делая перерывы, каждый раз примерно вдвое большие по времени (т.е. через 10 минут, через 20, через час и т.д.) – информация укладывается в памяти намного более прочно, чем если пытаться «наскоком», в последнюю перед экзаменом ночь «запихнуть» в себя все необходимые знания.

 Современный способ запоминания материала – это рисование ментальных или интеллектуальных карт. Эта техника была придумана Тони Бьюзеном и описана в его книгах, которые можно приобрести в книжных магазинах. Нарисовать ментальную карту очень просто. Берем лист бумаги, в центре рисуем круг, овал или другую фигуру, в эту фигуру вписываем тему, которую хотим запомнить. Например «Образ Татьяны Лариной». Далее во все стороны рисуем линии, над ними делаем подписи, например: «Что сказали критики?», «Сравнение с другими персонажами» и т.д. Далее веточки могут разветвляться. Желательно выражать мысли одним-двумя словами и сопровождать рисунками. Ментальные карты (mind-map) позволяют не только структурировать информацию, но и лучше ее запоминать, т.к. подобный способ мышления (радиальный, с помощью связи элементов между собой) больше подходит для нашего мышления, чем обычный (проговаривание вслух, когда мысли движутся потоком).

 Сколько знаний необходимо? Столько, сколько требуется по программе выбранного вами вуза и еще немного для подстраховки. Разные вузы на вступительных экзаменах предъявляют разные требования. Если человек владеет каким-либо предметом, например, математикой, в совершенстве, то это позволит ему поступить как в вуз с высоким уровнем требований (например, МГУ), так и в более простой вуз. Если же знания не такие основательные, то этого может оказаться достаточным для одних вузов, и недостаточным для других. Проще всего понять, какие именно знания требуются и чего вы, возможно, пока не знаете, занимаясь на подготовительных курсах, с преподавателем, участвуя в олимпиадах и выполняя письменные задания для поступающих в вузы.

 В этой статье даны основные моменты, способствующие лучшему восприятию новой информации и ее запоминанию. Поскольку единого алгоритма, одинаково подходящего для всех, не существует, вы можете найти свой собственный. Для этого попробуйте применить изложенные в статье идеи на практике, понять, что действительно помогает лично вам лучше запомнить необходимую информацию, и далее используйте это в подготовке. Результаты подобного подхода могут улучшить ваши знания в 2-3 раза!

Инна Иголкина
Бизнес-тренер
Статья опубликована в журнале "
Абитуриент" № 12 за 2007 год



© 2004-2016 Инна Иголкина и Виктор Герасимов | All rights reserved Публикация материалов с сайта разрешена при условии наличия активной гиперссылки на сайт www.timesaver.ru
ООО "Компания Аполлон 1" ОГРН 1067760944745 ИНН 7714674696
тел: +7 926 31905032
Договор оферты Политика возврата Политика конфиденциальности Соглашение об обработке персональных данных
 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования