Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону 8(926)319-50-32 или по e-mail inna@timesaver.ru
 

Управление эмоциями

В "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.

  • Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управлять чувствами очень просто (в книжках Фенимора Купера описано, как индейцы спокойно относились к боли), а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс. Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса – анестезия, кажется чудом?

То, что для управления эмоциями нужно прикладывать определенные усилия – с этим скорее всего согласятся все. "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Но насколько велики должны быть эти усилия?

Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения "определенных усилий" – то есть тренировки.

Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его... Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получить в нужной ситуации. Очень легко быть уверенным в себе дома, лежа на диване.

Но прежде чем управлять, немного информации к размышлению.

Функция эмоции.

Эмоции возникают не "просто так", они имеют свою функцию. Отрицательные сообщают, что ситуация нас не устраивает и "отсюда стоит выбираться". Приятные эмоции подтверждают правильность выбранного направления и поощряют достижения.

С другой стороны, эмоции различаются по инструментам, которые в них содержаться. Гнев и ужас – состояния сильно отрицательные и с высоким адреналином, но то, что люди делают в гневе сильно отличается от того, что они делают, испытывая ужас. В гневе крушат всё подряд, а в ужасе обычно хорошо убегают. То есть в гневе есть способность нападать, не особо думая о безопасности, а в ужасе – способность спасать свою жизнь. И то, и то полезно. Но в разных случаях.

Положительные эмоции работают как пряник – мы их испытываем и нам "это" нравится. Хочется вернутся в это состояние. А для этого нужно сделать то, от чего они возникают. Например, счастье сообщает нам, что наши ценности удовлетворены. Значит для того, чтобы быть счастливым, нужно удовлетворить ценности.

Для примера, функции ещё нескольких эмоций.

Функция удивления – информировать о том, что полученная информация не соответствует нашим предположениям.

Функция страха сообщать нам о том, что нас подстерегает опасность.

Функция ужаса сообщать нам о том, что опасность очень велика, мы с ней справиться не можем и лучше убежать или спрятаться. А так же предоставить механизмы для осуществления данного выбора. Помните: "застыл в ужасе" и "бежали в ужасе". В дикой природе, для жизни в которой эмоции изначально и разрабатывались, при появлении серьёзного хищника, то есть такого, с которым явно не получится справиться, что можно сделать? Либо бежать, либо застыть в надежде, что пронесёт. Бежать надо быстро, а застывать так, чтобы вообще ничего не шевелилось. Что мы и имеем на выходе.

Управление эмоциями.

Мы умеем подбирать слова, продумываем фразы. Нас с детства учат говорить правильно – в соответствии с ситуацией. Но ведь и состояния, например эмоции, можно подбирать как слова – в соответствии с ситуацией, идеей и задачей. Так как эмоции "приобретение" крайне древнее, изначально более подходящее для жизни в дикой природе, довольно часто они возникают (или не возникают) не там, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью. Хотелось бы это подправить.

Критерии.

Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по видимому вы должны уметь следующее:

  • Вызывать эмоцию "в принципе" (то есть получать доступ к состоянию хоть в каком-нибудь контексте).

  • Вызывать эмоцию по желанию в любом контексте.

  • Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).

  • Удерживать ее нужное время (а не только вошел - вышел).

  • Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).

  • Отделять одну эмоцию от другой.

  • M.A. NLP, trainer Александр Любимов



© 2004-2016 Инна Иголкина и Виктор Герасимов | All rights reserved Публикация материалов с сайта разрешена при условии наличия активной гиперссылки на сайт www.timesaver.ru
ООО "Компания Аполлон 1" ОГРН 1067760944745 ИНН 7714674696
тел: +7 926 31905032
Договор оферты Политика возврата Политика конфиденциальности Соглашение об обработке персональных данных
 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования