Питерский шарм для российского тренера
Статья для «Тренингов в бизнесе»
№ 1-2 за 2007 год

 Одним из крупнейших событий прошедшего года стала VII конференция Клуба консультантов и тренеров, состоявшаяся в северной столице буквально накануне новогодних праздников.

 Тренер – профессия продвинутая

Не так уж много есть в жизни тренера мероприятий, где не просто собираются профессионалы, но где можно узнать самые потаенные секреты профессии, задать вопрос (порой непростой и даже каверзный) и получить на него ответ.

23 декабря 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялась очередная конференция. В этом году на ней было 105 участников из 20 городов СНГ. Впрочем, заметное расширение географии и численности участников (год назад гостей было меньше, и съезжались они в основном из Москвы и Питера) было во многом вызавано темой мероприятия: «Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес–семинар». Понятно, что для такого растущего бизнеса, как тренинговые услуги и консалтинг, это вопрос номер один.

Стоит отметитить еще один весьма примечательный факт: для сбора на этой конференции не было сделано ни одного звонка – 100% участников сами обратились к организаторам и зарегистрировались через вэб-портал TREKO.RU. Отрадно, что тренеры оказались в числе представителей продвинутых профессий, активно пользующихся возможностями современных информационных технологий.

Отмечу и другую любопытную идею организаторов: тщательно и методично готовить все доклады конференции заранее, отсеивая банальные и дорабатывая качественные. Да, Оргкомитет потратил много времени на переписку с желающими выступить с докладом, иногда эта переписка занимала до восьми раундов! И можно только гадать, сколько времени было вложено, чтобы отсеять оригинальные идеи от пустой породы... По моему личному мнению (полагаю, что его разделяет большинством участников), конференция постоянно совершенствуется и улучшается. Две предыдущих конференции Клуба, которые я посетила, впрочем, тоже принесли много полезной информации и знакомств. Но эта оказалась гораздо продуктивнее.

Дуэт ведущих: Александра Борисовича Соколова (ТРЕКО.RU) и Игоря Леонардовича Викентьева (ТРИЗ-ШАНС) придал конференции особый питерский шарм. А также профессионализм, опыт, желание грамотно разобраться и найти небанальный ответ на любой вопрос, волнующий тренеров и консультантов.

О пользе Устава

…Хмурое Питерское утро.. Нас уже ждут- в самом центре города, рядом с Гостиным двором, в уютном и гостеприимном Международном Банковском Институте. Ровные, как строй солдат, ряды бейджиков, рядом – кофе, чай, соки, праздничные пакеты с раздаточными материалами, среди которых и CD со всеми докладами конференции. В течение дня параллельно работали две секции, и у каждого участника появилась возможность ознакомиться с тем, что было у соседей. Впрочем, многие сделали это заблаговременно через Интернет – чтобы было проще выбирать, куда лучше пойти.

Такой порядок сложился не случайно. Он основывается на доступном для всех желающих Уставе, который выполняется неукоснительно. В нем зафиксированы все права оргкомитета, докладчиков и участников. Так, трое желающих выступить на конференции допущены на нее не были, т.к. решили, что незачем отвечать на письма оргкомитета, и тем самым нарушили Устав. Что поделаешь – это был их собственный выбор.

Конференция началась с двух «круглых столов», посвященных проблемам, возникающим при создании тренинговой / консалтинговой фирмы или учебного центра компании. Вели эти дискуссии Сергей Александров, Светлана Калабина и Сергей Модестов. Обсуждение шло довольно бурно и участники, постепенно собиравшиеся на конференцию, сразу вовлекались в дискуссию. 

После круглых столов начались доклады. Первый доклад -  Юлии Ужакиной (компания «Амлуа-Брокер»), был посвящен результатам опроса, который компания провела среди довольно значительного (более 200) числа заказчиков тренинга. Эта информация насторожила аудиторию. Согласно приведенным в докладе данным, рынок находится в предштормовом состоянии.  Потребность в обучении есть, но не хватает квалифицированных тренеров. Самый легкий путь решения проблемы (объединение усилий) оказывается самым недоступным: многие тренинговые и консалтинговые компании не хотят объединяться друг с другом, даже если при этом теряют возможность совместно заработать. Например, заказчику надо быстро обучить огромное количество сотрудников, а имеющиеся тренинговые компании не в состоянии в одиночку этот заказ выполнить. Неумение и нежеание сотрудничать, обиды и претензии, сведение старых счетов – все это может, по мнению докладчиков, опрокинуть рынок, превратить его в некое подобие болота.

Еще один любопытный факт, приведенный докладчиком: HR-менеджеры создают свои закрытые для посторонних сообщества. На форумах и чатах они живо обсуждают работу тренеров и достигнутые ими результаты. По мнению заказчиков тренинга, тренер, отрабатывающий 15-20 дней в месяц, не может быть эффективным, потому что ему… просто некогда думать. Многие компании готовы вкладывать большие (порой неоправданно большие) средства в тренеров из-за рубежа (особенно это касается тренингов повышения мотивации). Получается, никто у нас уже не может зажечь персонал и повести его на штурм новых высот бизнеса.

Некоторые идеи, высказанные на конференции, тут же начали горячо обсуждаться участниками. Так мой сосед сказал мне: «С некоторыми компаниями я ни за что не объединюсь, даже если заказ хороший – не хочу. В прошлый раз объединился с тренером ниже меня уровнем – так вторая половина обучающихся целиком перебралась в мою группу, зачем мне это надо?»

Кстати, это правило неукоснительно сработало и на Конференции. Поскольку можно было свободно перемещаться из одной аудитории в другую, во время некоторых докладов участники стремительно «перетекали» туда, где было интереснее, даже если изначально выбрали другую тему 

Андрей Синев (компания «Меркури», Санкт-Петербург) осветил интересные вопросы – стоит ли тренеру идти на поводу у клиента и проводить бесплатный трехчасовой демо-тренинг или тренинг, который выбрал клиент, но который не решит реальных проблем, существующих в организации. По его мнению, в некоторых подобных ситуациях лучше отказаться от курса; толку не будет никакого. В свою очередь, это выступление тоже не осталось без комментариев – начинающим тренерам, ищущим хотя бы какой-нибудь заказ, участие в тендерах и даже проведение трехчасовых бесплатных тренингах может дать шанс «выйти в люди».

Лично мне дважды удалось выступить с докладами – поделиться собственным опытом раскрутки сайта и написания книги. Порадовала доброжелательность зала. Вопросы задавали сложные, но без «подвохов», по существу. Отвечать на них было настоящим удовольствием.

Подвел итог конференции Игорь Викентьев, занимающийся краткосрочным обучением с 1979 года. Показательной была история про «барабашку», когда клиент, заказавший консалтинг, жаловался на необъяснимые явления в шахтах, получил грамотную консультацию с точки зрения физики, как возникает это природное явление (инфразвуковой свисток), и, соответственно, смог принять необходимые меры. Игорь Леонардович уверен: для того, чтобы стать бизнес-консультантом высокой квалификации, нужно успешно решить не менее 200 бизнес-задач. Начать этот процесс можно было прямо на втором дне конференции, где прошли два специализированных семинара по продвижению тренинговых и консалтинговых услуг.

По мнению И. Л. Викентьева с каждым годом доклады становятся все более и более узкоспециализированными (этому в немалой мере способствует работа Оргкомитета). Участники конференции – профессиональные тренеры и консультанты, и беседа шла о том, что им, с их опытом работы, интересно и актуально, чувствовался высокий уровень подготовки докладов, требования к которым были значительно выше, чем для обычной аудитории на тренинге.

Следующая, VIII-я конференция бизнес-тренеров пройдет в июне 2007 года. Традиционно, она пройдет в некоммерческом формате.

Инна Иголкина

Опубликовано в журнале «Тренинги в бизнесе» № 1-2 2007 год
© 2007К Перепечатка разрешена при условии
ссылки на www.timesaver.ru   и
«Тренинги в бизнесе»