Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону 8(926)319-50-32 или по e-mail inna@timesaver.ru

  УОЛТ ДИСНЕЙ И ЕГО СТРАСТЬ

 Что может вырасти из мальчика, которого постоянно бил отец-неудачник, и которому даже не на что было купить краски и кисточки, чтобы порисовать? В четыре года он впервые нарисовал картинку углем на стене собственного дома. Уолт Дисней получил 26 Оскаров за свою страсть, не покидавшую его всю жизнь. В Америке примерно 1% избирателей на выборах до сих пор вместо кандидатов голосует за Микки-Мауса – мышонка, принесшего Диснею славу.

История Уолта Диснея полна взлетов и падений. Большинство его предприятий казались безумными и ставили его фирму на грань финансового кризиса, доходящего порой до полного банкротства. Диснею отказывали много раз. Он хотел стать актером Голливуда – но крохотную сцену с его участием выкинули из фильма при монтаже.

Его родители заложили дом, чтобы помочь Уолту и его брату Рою открыть Disney Brothers Studio (при этом брат Уолта Рой и дядя Роберт также вложили то немногое, что у них было). Когда его брат женился, Уолт понял, что совершенно неприспособлен к тому, чтобы жить самостоятельно, он не умел даже застилать постель – и тогда он женился на Лиллиан Баундс, которая впоследствии заботилась о нем всю оставшуюся жизнь, прощая ему многое, например, чрезмерную любовь к работе, ведь он мог ночевать прямо в студии.

Уолт Дисней всю жизнь продолжал делать то, чего ему не хватало в детстве – играть. Постепенно его игрушки приобретали все более и более глобальный характер и закончились созданием в 1955 году Диснейленда, обошедшегося ему в 17 миллионов долларов. Площадь первого Диснейленда составляла 6,5 гектаров, на его открытии присутствовало 28 тысяч человек, а еще 90 миллионов зрителей увидели этот грандиозный праздник по телевизору. При этом сам Дисней признался как-то журналистам: «Делать деньги – это всегда наводило на меня тоску».

 Визитной карточкой Диснея стала борьба добра со злом, заканчивающаяся обязательным «Happy end». Персонажи его мультфильмов до сих пор восхищают зрителей, хотя с момента их создания прошло уже более полувека.

 Дисней первым улавливал все новое, что появлялось в мире, и применял это в своих творениях. Он сразу понял, какие возможности таятся в звуковом кинематографе и начал озвучивать свои мультфильмы. До «Белоснежки и семи гномов» было принято считать, что никто не будет смотреть мультфильм длиной более часа. Дисней постоянно разбивал стереотипы мышления, предвидел то, что мы сейчас считаем естественным, но что тогда было просто безумием.

 За что же Дисней остался в памяти? Он – воплощение американской мечты, человек, «сделавший себя сам», добившийся всего – славы, денег и самореализации – самостоятельно.

 Был ли Дисней великим художником? Вряд ли. Его окружало множество художников, рисовавших намного лучше него. Что же сделало именно Диснея знаменитым?

 Роберт Дилтс исследовал творчество Уолта Диснея и описал его в своей книге «Стратегии Гениев»[1]. Помимо того, что Дисней известен как мультипликатор, есть и другая, малоизвестная сторона. Метод, с помощью которого Дисней придумывал новые идеи, настолько прост, что воспользоваться им может каждый. И многие люди уже пользуются, получая результаты в различных областях – создавая свои фирмы, планируя успехи в различных областях.

 Оказывается, когда Дисней работал, в нем уживались три разных человека, которые по очереди сменяли друг друга. Один из сотрудников Диснея говорил, что Вы никогда не могли знать, кто из этих троих придет к Вам на встречу. Однако на самом деле три части его личности отличались по тому, как они себя вели.

 Давайте познакомимся с ними поподробнее. Первого человека, с которого начинался процесс создания чего-то нового, Дилтс назвал «Мечтателем». Вспомните себя, когда Вы о чем-то страстно мечтали. В каждом человеке есть частичка, строящая безудержные планы, порой нереальные.

 Как выглядит человек, когда он мечтает? Обычно он смотрит куда-то вверх, его задача – увидеть картинку будущего по возможности более четко. Тело расслаблено, процесс мечтания доставляет человеку радость. Для того чтобы попробовать стратегию Диснея на себе, возьмите какую-нибудь свою мечту и выделите немного времени, чтобы как следует помечтать, представить как можно более реально, что эта мечта уже осуществилась.

 Очень важно, чтобы роли не смешивались между собой, потому что у многих людей, как только они начинают мечтать, автоматически включается «здравомыслие», и они, вместо того, чтобы позволить своей фантазии работать, сразу переходят к другим ролям. У Диснея были три разных комнаты, в которых проходил творческий процесс, и в этих комнатах он вел себя по-разному, не смешивая роли между собой.

 Компания Диснея часто оказывалась на грани банкротства именно потому, что те идеи, которые он придумывал и впоследствии реализовывал, были настолько новыми, что других людей просто пугали. Но именно это сделало Диснея сказочно богатым.

 Если бы Уолт Дисней ограничился только мечтами, вряд ли сейчас мы бы знали его имя. Многие великие изобретатели окончили свою жизнь в нищете. Дисней был не только выдающимся мыслителем, но и замечательно воплощал свои идеи в жизнь. При этом он с самого начала привлекал к себе других людей, которые делали много черновой работы. Поначалу Дисней даже не указывал имена своих мультипликаторов, пока они не устроили забастовку. Сотрудники Диснея получали довольно значительную премию, если им удавалось придумать удачную шутку для персонажа мультфильма. Но именно Уолт Дисней стал известен и популярен, а его многочисленные сотрудники по большей части, увы, никому не известны.

Когда замысел становился более-менее четким и понятным, в дело включался второй персонаж. Дилтс назвал его «Реалистом». Основная его задача была ответить на вопрос «Как». Первое, что необходимо, если Вы хотите попробовать вслед за Диснеем пройти по шагам его гениального метода планирования – это представить, хотя бы на некоторое время, что то, что придумал Мечтатель, можно воплотить в жизнь. И найти хотя бы один способ, как это сделать.

 Реалист Диснея работал в другой комнате. Если в первой комнате обычно Дисней и его сотрудники работали всего лишь с несколькими картинками, то во второй комнате план обрастал деталями. Как вообще родилась стратегия, сделавшая Диснея знаменитым?

 Говорят, что однажды он вместе с группой художников-мультипликаторов пришел в комнату, стены которой только что были окрашены краской. Дисней прикрепил на стены рисунки основных сцен мультфильма, и они прилипли к краске. Тогда он с удивлением обнаружил, что может проследить развитие всего сюжета по нескольким картинкам. Так появилась на свет знаменитая «раскадровка», или storyboarding.

 Поза Реалиста – слегка наклоненная вперед. Он внимательно прислушивается к тем идеям, которые могут быть полезны для немедленного осуществления плана. Задача Реалиста – максимально конкретизировать все, что придумал Мечтатель, сделать из этого рабочий план, разбитый на множество маленьких последовательных шагов. Когда создается мультфильм, лишь немногие люди наблюдают за этим процессом от начала до конца, большинство тех, кто занят на производстве, видят лишь маленький участок работы. Точно так же обычно происходит в любом деле.

 Очень важно на этом этапе избежать критики, не останавливаться на том, что может не получиться, где могут возникнуть проблемы, и не мечтать о несбыточном. Балансируя между двумя этими полюсами, план постепенно продвигает мечту ближе к реальности. И когда воплощение мечты становится понятным, в дело вступает третий персонаж.

 Критик. Говорят, что в эту роль Дисней обычно входил в маленькой, душной, жарко натопленной комнате. Сотрудники не очень любили туда приходить, но, увы, это было неотъемлемой частью процесса. Очень важно понять отличие Критика от Вредителя. Задача Критика – не сказать, что все плохо, и не отругать своих сотрудников, а найти недостатки в идее, то, где план может не сработать.

 Представьте: Вы намечтали себе поездку на Канары. И даже нашли способ, как ее реализовать. И тут приходит Критик и начинает вставлять замечания… Для Критика очень важно постоянно оставаться позитивным, не уничтожать то, что действительно хорошо, и не прятать голову в песок, как страус, перед теми местами плана, которые нуждаются в дополнительной проработке, надеясь на «Авось». Критик в своей работе опирается на весь свой предыдущий жизненный опыт и внимательно анализирует план.

 Чтобы войти в состояние Критика, вспомните, были ли у Вас в жизни моменты, когда Вы были особенно внимательны к недостаткам своим, окружающих или какого-нибудь плана. Очень важно не переходить на личности, а сосредоточиться на поиске слабых мест.

 Многие могут сказать, что ничего нового и оригинального в стратегии Уолта Диснея нет. Кто-то, возможно, узнал себя в описываемых ролях. Однако, важны не только сами роли, но и их последовательность. Круг начинается с роли Мечтателя, дальше идею продолжает Реалист, после этого ее доводит до совершенства Критик и снова передает Мечтателю. Заканчивается процесс создания плана обязательно на позиции Реалиста, потому что именно эта позиция ближе всего к тому, чтобы встать и начать исполнять задуманное.

 Что происходит, если одна из ролей выпадает из цикла? Если нет Мечтателя, то планы получаются «невысокого полета», т.е. обыденными, не сулящими ничего выдающегося. Если нет Реалиста – то Мечтатель с Критиком начинают попеременно то создавать план, то разносить его вдребезги. Кроме нервотрепки на выходе ничего не остается. Если нет Критика, то плану будет недоставать отточенности, глубины проработки. Таким образом, роли взаимно дополняют друг друга.

 Эту стратегию можно использовать как самостоятельно, так и для коллективной работы. Дисней работал с обыкновенными людьми, и, несмотря на его славу и известность, сам был прежде всего человеком. Попробуйте пройти по шагам вслед за Диснеем, и проведите свою мечту его тропой.

 Поможет Вам в этом процессе раскадровка, т.е. если Вы мысленно или на бумаге нарисуете опорные точки Вашего плана – с чего он начнется, чем закончится, что будет посредине.

 Хотя Диснея уже давно нет в живых, дело его продолжает процветать. Выходят новые фильмы и мультфильмы, выпущенные его студией, открываются новые Диснейленды и продолжают работать старые. Стратегия, которую смоделировал Роберт Дилтс – малоизвестная страница в наследии Диснея, которая может принести реальную пользу людям. Позвольте себе на некоторое время стать мультипликатором собственной жизни! 

Инна Иголкина

© 2006 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.timesaver.ru


[1] Роберт Дилтс «Стратегии Гениев» том 1. М.: Независимая фирма «Класс», 1998

Walt Disney; the Dreamer, the Realist and the Critic, Dilts R., 1990.



© 2004-2016 Инна Иголкина и Виктор Герасимов | All rights reserved Публикация материалов с сайта разрешена при условии наличия активной гиперссылки на сайт www.timesaver.ru
ООО "Компания Аполлон 1" ОГРН 1067760944745 ИНН 7714674696
тел: +7 926 31905032
Договор оферты Политика возврата Политика конфиденциальности Соглашение об обработке персональных данных
 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования