Как преодолеть лень Статья в журнале "Финансовый Справочник Бюджетной Организации" № 6 - 2007 год


Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону 8(926)319-50-32 или по e-mail inna@timesaver.ru

  Как преодолеть лень
Статья в журнале "Финансовый Справочник Бюджетной Организации"
№ 6 - 2007 год

Многие офисные работники любят сослаться на лень, как на причину, по которой они что-то не сделали. Однако при ближайшем рассмотрении часто оказывается, что прежде чем начинать процесс «избавления от вредной привычки», желательно понять, действительно ли лень существует, или это крик организма о помощи, спасательная палочка-выручалочка, которая позволяет не «сгореть» на работе.

Задайте себе простые вопросы – что именно мне лень делать, почему и какие в этом плюсы?

 Руководители и подчиненные – офисные игры

Некоторые руководители в силу ряда причин дают такие задания своим подчиненным, что невольно заставляют их становиться «лентяями». Вот разновидности такого подхода.

«Подожди выполнять – отменят»

Иногда руководитель столь непоследователен в своих указаниях, что они меняются по нескольку раз на день. И в этом случае, если дать делу «отлежаться», возможно, половину ЦУ вообще не придется выполнять, что-то можно будет сделать по-другому, а что-то вообще передать кому-нибудь еще. Экстремальный пример – это когда руководитель САМ забирает обратно задание у того сотрудника, которому поручил его выполнение, и делает вместо него. Девиз таких руководителей: «Хочешь сделать хорошо – сделай это сам».

«Поиски козла отпущения»

Если должностные обязанности на фирме как следует не определены, то делом можно «жонглировать», т.е. спихивать его с одного сотрудника на другого. И в этом случае стоит обратить внимание на то, кому присваиваются заслуги и на кого возлагается вина. У некоторых руководителей есть забавная привычка присваивать все достижения лично себе, а все недостатки списывать на «стрелочников». Неудивительно, что при подобном подходе количество «лентяев» возрастает.

«Итальянская забастовка»

Когда у подчиненных нет никаких стимулов – ни положительных, ни отрицательных – стоит ли удивляться, что они ничего и не делают? Подобная ситуация встречается, если непонятна система мотивации, или независимо от вклада все сотрудники получают одинаковую зарплату, чувствуют себя незаслуженно обиженными – в общем, саботируют работу, но делают это неявно.

«Торжество бюрократии»

Еще один способ, с помощью которого можно развалить работу организации, – настолько формализовать все процессы, что за каждое вставание из-за рабочего стола надо писать объяснительную записку. Вариаций может быть много. Это и максимально детальное описание каждого бизнес-процесса, и ежеминутный контроль. В общем, стремление повысить эффективность при неумении вовремя остановиться, как маятник, отбрасывает эффективность назад.

«Соковыжималка»

Некоторые компании привыкли жить в состоянии постоянного «аврала». Если человеку некогда остановиться, чтобы проанализировать, что важно и срочно, как спланировать дальнейшую работу, то даже при максимальной мотивации через какое-то время сотрудник «выдыхается». Это все равно, что заставить бегуна на стометровую дистанцию пробежать марафон. Организму требуется отдых и восстановление сил. Если его не происходит, то со временем человек начинает испытывать сначала стресс, затем – проблемы со здоровьем, а потом задумывается, нужна ли ему вообще такая работа.

Авралы лучше предупреждать. Если четко помнить, что в бухгалтерии в конце квартала необходимо составлять отчет, своевременно подбивать все необходимые данные, то в конце квартала достаточно нажать одну кнопку… и получить готовый отчет. Однако, людей, которые реализовали этот принцип, пока немного.

Способы преодоления лени

Если вы ответили на вопросы о том, что скрывается у вас под словом «лень», то дальше можно подумать о том, что же с этим делать.

Планирование

У любого человека, даже самого ленивого, бывают моменты, когда он работает с удовольствием. От чего это зависит? Прежде всего, от мотивации, от того, насколько понятны процедура работы и ее конечный результат, приносит ли работа удовлетворение, в каких условиях она выполняется и многое другое. Подумайте, что можно изменить в порядке работы и как себя вознаграждать в ее процессе.

 Можно выявить периоды, когда вы наиболее работоспособны, и именно в это время планировать выполнение самой важной работы, исключая прерывания на отвлекающие факторы. С помощью разбиения того, что лихорадочно делает человек в период авралов, на ряд спокойных и планомерных шагов, удается избежать перегрузок, ошибок и их последующего исправления. Распределяя нагрузку равномерно на разных сотрудников, можно получить больше, чем в том случае, когда пытаешься сделать все самостоятельно. Продолжая в подобном ключе анализировать «узкие» места, вы найдете много резервов эффективности.

Автоматизация

Все, что можно автоматизировать – необходимо автоматизировать. Хотя в большинстве фирм и стоят специальные программы, например, 1С, при желании можно заказать к ним специальные модули, которые будут выполнять ту работу, которая прежде делалась вручную. Например, если сотрудники все время ошибаются – можно разработать такой алгоритм работы, когда шансы ошибиться минимальны. Заполняя договор, сотрудник может внести исправления только в наименование организации, особые условия и реквизиты, и не может изменять сам текст документа. Подобный подход ликвидирует много абсолютно ненужной работы и значительно повышает производительность труда. Применять этот принцип лучше тогда, когда одна и та же работа часто повторяется.

Создание чек-листов

Творчество почетно, однако, чем его меньше, тем легче работа. Один раз потратив некоторое время на создание оптимального алгоритма и обучив сотрудников им пользоваться, вы получаете возможность потом просто проходить по шагам, ставя «галочки» напротив выполненных пунктов. Таким образом, надо меньше объяснять, проще контролировать. Желательно подобные инструкции оформлять в письменном виде и доводить до сведения всех, кому они могут пригодиться. Еще один вариант – создание списка наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них. Не стесняйтесь также составлять специальный журнал ошибок и доводить их до сведения остальных сотрудников. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает, однако умный человек никогда не ошибается дважды одинаково.

Своевременный отдых

Одно из самых опасных заблуждений – что можно «вгрызться» в работу и не отрываться. Концентрация внимания обычно стремительно падает уже через 40 минут однообразной работы, но если хотя бы на 5-10 минут прерваться и переключиться на что-нибудь другое, то работоспособность значительно превышает ту, которая получается, если работать не разгибаясь. Хотя, разумеется, многое зависит от человека и его привычек, навык периодически восстанавливать свои силы, например, с помощью дыхательных упражнений или небольшой гимнастики (подвигаться, пошевелиться, поменять позу и т.д.) в сумме дает большую производительность труда, чем попытка работать без перерыва.

Эмоции правильные и неправильные

Случалось ли вам когда-нибудь сравнивать результаты одной и той же работы, когда она была выполнена в состоянии «полета», желания работать, и в состоянии «упадка», нежелания работать? Обычно подобное сравнение показывает, что выполнение одного и того же дела может занимать совершенно разное время. Научитесь контролировать свое настроение и «гасите» негативные эмоции, пусть они «стекают» с вас, а не впитываются. Создайте позитивную атмосферу вокруг себя, и результативность вашей работы многократно увеличится. Самый простой прием –написать себе список из 10 способов, которыми вы можете вознаградить себя за выполнение того, что делать не хочется. Очень важно сначала сделать определенную работу, и только потом вознаграждать себя, а не наоборот. Постепенно вы втянетесь в эту игру, и начнете получать от нее удовольствие.

Универсальный рецепт

Может показаться, что проблема лени не очень серьезна. Но если мы говорим об увеличении производительности труда на 10-15%, то в экономических показателях это обозначает огромную сумму. Для того чтобы справиться с ленью не только у себя, но и в рамках целого коллектива, надо выстроить непротиворечивую систему, в которой каждый сотрудник понимает, зачем необходим его труд, разделяет цели и задачи организации, уверен в том, что его труд будет должным образом вознагражден, и у него есть все, что необходимо для работы.

Возможно, эта картинка показалась вам идеальной. Обратите внимание на то, что бы вам хотелось улучшить и изменить. Если вы предпримете меры, чтобы эти изменения действительно произошли, а не остались на уровне «хорошо было бы», то проблема лени уйдет сама собой.
Тренинги по преодолению лени: вечерний и двухдневный


Инна Иголкина

Опубликовано в № 6 за 2007 год журнала
Финансовый Справочник Бюджетной Организации



© 2004-2016 Инна Иголкина и Виктор Герасимов | All rights reserved Публикация материалов с сайта разрешена при условии наличия активной гиперссылки на сайт www.timesaver.ru
ООО "Компания Аполлон 1" ОГРН 1067760944745 ИНН 7714674696
тел: +7 926 31905032
Договор оферты Политика возврата Политика конфиденциальности Соглашение об обработке персональных данных
 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования