Марафонцы, ускоряйтесь! Статья в журнале "Абитуриент"


Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону 8(926)319-50-32 или по e-mail inna@timesaver.ru

Марафонцы, ускоряйтесь!
Статья для журнала "Абитуриент" № 5 за 2006 год 
Советы поступающим в ВУЗы

Марафонцы, ускоряйтесь!Лучшее – враг хорошего: хорошо бы учить хоть как-нибудь, а не бесконечно искать «правильный» способ обучения и «идеальные» принципы ускоренной подготовки.

 

Но так есть риск не поступить в вуз.

 

Что же всё-таки делать тем абитуриентам, кто на финишной прямой не сумел переключиться с марафонской скорости на спринтерскую и не придумал своего способа подготовки?

 

И что делать тем, кто пока так и не обрел абитуриентского «второго дыхания»?

 

«Я воспринимаю мир на слух – а мне предлагают читать учебники»

Читать учебники, конспекты – свои и чужие, методички…

Писать сочинения и решения задач…

 

А ведь так хочется просто надиктовать учебный текст и прослушать его несколько раз, попросить занятых учителя или репетитора еще раз устно объяснить тему, после чего обсудить ее с друзьями!

 

Однако если пока развита лишь слуховая память, самое время развивать зрительную. Это гораздо полезнее, чем полагаться только на слуховое восприятие. У слуховой памяти есть ряд существенных ограничений и недостатков, которые мешают качественно сдавать экзамены, что было подтверждено в ходе исследований.

 

В чем недостатки способов восприятия на слух (или механической памяти, активизируемой при переписывании текстов)? Прежде всего – в том, что при восприятии на слух мы как бы «перематываем пленку», т. е. необходимо прослушать всю «запись» от начала до конца. Если где-то произошел «обрыв», то восстановить информацию очень трудно. (При переписывании информации картина похожа – человеку для того, чтобы вспомнить, о чем он писал, нужно войти в то же самое состояние, которое было, когда он вел записи.) На экзамене бывает затруднительно получить доступ к подобному состоянию, отсюда возникают сложности с воспроизведением информации.

 

Можно попробовать научиться методике «опорных образов». Практически любой человек помнит «правило буравчика», потому что мысленно представляет себе штопор. Представляете себе параграф в виде картинок – и раскладываете их мысленно так, как картинки в комиксе. Чем забавнее удастся придумать картинки, тем легче будет вспомнить информацию в нужный момент.

 

Быстрый результат даст правильная работа с ментальными картами Тони Бьюзена. Сначала смотрите на получившуюся картинку – затем закрываете глаза и пытаетесь представить мысленно то, что только что видели. Доказано, что даже люди, не воспринимающие учебники, пользуясь методикой ментальных карт, начинают быстрее понимать информацию и способны надолго запомнить ее.

 

«Запоминаю быстро – но не уверен, что надолго».

 

Улучшится ли долговременная память после правильно организованного майского блиц-повторения? Да, улучшится.

 

Память устроена так: есть кратковременная – и долговременная. Если мы не возобновляем ту информацию, которая попала в кратковременную память, то она уходит в подсознание – и мы можем забыть что-то (особенно если информация однотипная и ее много). Если же мы периодически возвращаемся вновь и вновь к одной и той же информации, то она постепенно закрепляется и переходит в долговременную память.

 

Например, большинство людей могут назвать номер своего телефона, даже разбуди их среди ночи: эта информация попала в долговременную память и точно воспроизводится независимо от внешних условий. Поэтому блиц-повторение в мае существенно улучшит результаты.

 

«Люблю яркие образы – но в моем ежедневнике их нет».

Позвонить, сделать, прочитать, напомнить, выучить…

Первое, второе, третье, двенадцатое…

Параграфы, задачи…

 

Так можно ли подобрать к обобщению и повторению метафоры, которые убедили бы всем этим охотно заниматься?

 

Метафора – это образ, с одной стороны, похожий на изображаемое явление, с другой – отличающийся от него. Предложу вам несколько таких образов.

 

Вода камень точит – эта пословица соответствует систематическому изучению материала.

 

Дорога начинается с первого шага – лучше начать изучать материал как можно раньше, хотя бы небольшое количество, дальше будет легче.

Есть у меня и любимая метафора.

 

… Однажды ученику краснодеревщика принесли заказ. Вечером ученик пришел к учителю и начал жаловаться: «О, учитель!!! За целый день работы я сделал только часть резной поверхности столика, столько, сколько закрывает собой моя ладонь! До сдачи заказа осталось всего 6 дней, что мне делать, я не справлюсь!» Учитель подумал немного и ответил: «Делай столько, сколько закрывает твоя ладонь, и ни о чем не беспокойся». Ученик последовал совету учителя: каждый день он работал все быстрее и быстрее, и заказ был выполнен вовремя.

 

Суть этой метафоры в том, что сложнее всего втянуться в процесс учебы. Дальше дело пойдет уже легче.

 

«Я уже не живу: почти отучился. И еще не живу: пока не поступил».

 

Дело жизни и подготовка в вуз – понятия всё-таки разные. Ваше восприятие последнего месяца подготовки зависит от того, чем вы занимались на протяжении последнего года.

 

Если разбить процесс поступления на ряд этапов, поставить для каждого этапа конкретные, реально достижимые цели и сроки, то процесс сдачи экзамена можно превратить в праздник.

 

Если делать все в последний момент, полагаясь на «русский авось», то результаты могут быть самые разнообразные, начиная от победы и заканчивая сокрушительным поражением. Тогда и возникают мрачные мысли.

 

Вообще с психологической зависимостью от внешней оценки лучше распрощаться. Оценка – не приговор, а всего лишь обратная связь, сигнализирующая: что-то в подготовке было не так.

 

Однако плохое психологическое или физическое состояние могут значительно снизить оценку на экзамене. Поэтому можно запланировать на предэкзаменационное время специальные мероприятия для поддержания формы: занятия спортом, прогулки, небольшой отдых. Кажется, что это – напрасная потеря времени, однако именно физические нагрузки позволяют чувствовать себя значительно лучше и меньше волноваться по пустякам.

 

«А я считаю, что волнение и застенчивость только украшают человека».

 

Слова – это лишь около 7% всей информации, которую мы получаем. Поэтому уверенный вид добавляет Вам шансов на достойную оценку: преподаватели тоже люди, они чувствительны к невербальным посланиям. Хотя опытный экзаменатор, конечно, делает скидку на волнение абитуриента.

 

Но если ваш уверенный вид скрывает за собой полное отсутствие знаний, он, скорее всего, не поможет. Нужно качественно подготовиться по предметам.

 

«Зачем?»

 

Давайте правильно расставим приоритеты. Всё зависит от того, о каких предметах идет речь.

 

Например, русский язык необходим любому человеку, живущему в нашей стране. Независимо от выбранной специальности.

 

Знание математики тоже важно каждому: она развивает логическое мышление.

 

Что касается остальных дисциплин, то мысль о том, что тот предмет, который вы сдаете при поступлении в институт, позже неоднократно пригодится вам в жизни, безусловно, поможет лучше этот предмет выучить. Чем больше применений вы сможете найти тому, что вы изучаете, тем лучше – возрастет ваша мотивированность.

 

На английском языке говорят далеко не все. Значит, он не так важен? Зато интересен, даже грамматика! (Это только если мы чего-то не понимаем, например – чем одно глагольное время отличается от другого, то английский язык и его грамматика могут стать сложным и нелюбимым делом.)

 

В английском языке есть около 12 основных глагольных времен. Традиционный подход к их изучению – зубрежка. Как только человеку объясняют принцип, по которому различаются между собой времена, и алгоритм, по которому формируется правило их образования, дальше уже дело техники превратить владение временами в автоматический навык. В летнем лагере, который я веду, мы это делаем всего за 11 дней. Тогда как и многие выпускники школ не могут уверенно употреблять в речи правильное время глаголов, и я сама изучала английский на разных курсах, в разных институтах около 15 лет…

 

Если внести в изучение предмета элемент игры, соревнования, заняться им в группе таких же, как вы, желающих – изучение становится намного эффективнее, быстрее. И результаты получаются совершенно другие. Любую тему любого предмета можно сделать интересной: вопрос только в том, чтобы самому в это поверить.

 

«Не верю, что у меня нет никаких ошибок».

 

Ошибки, скорее всего, есть. Остановлюсь на нескольких, самых распространенных.

 

1. Обучение начинается с самых сложных тем, в которых не получается достичь успеха. Вместо этого надо начинать с легких тем, постепенно наращивая уровень сложности.

 

2. «Я сделаю это сам!» – вот еще одно распространенное заблуждение. Спросить всегда гораздо эффективнее, чем терять время, пытаясь в одиночку в чем-то разобраться. Нет смысла заново открывать теорему Пифагора. Найдите кого-нибудь, кто Вам поможет.

 

3. Одинаковое внимание всем темам. 20% усилий по закону Парето (он действует не только в экономике) дают 80% результата. Это означает, что надо начинать с того, что быстро принесет результат. А то, что не получается, надо делать какими-то другими способами – купить другой учебник, обратиться за помощью к преподавателю и т. д. Расстановка приоритетов по закону Парето даст быстрые и очевидные результаты.

 

4. Отсутствие четких критериев результата. Если непонятно, что вы уже выучили, сколько еще предстоит выучить и приближаетесь ли вы к своей цели, это серьезно демотивирует.

 

5. Отсрочки. Напишите четкий план и немедленно приступайте к его выполнению в намеченное время. Иногда «раскачка» занимает больше времени, чем сама подготовка.

 

6. Перфекционизм (тяга к излишнему совершенству). Всегда можно найти что-то еще, что можно улучшить. Наметьте себе четкие критерии оценки того, что вы уже что-то выучили. Например, ответьте на контрольные вопросы, решите задачу или перескажите тему вслух. Если вы с этим справились и уверены в своем знании – не пилите опилки, переходите к другой теме.

 

7. Очень легко увлечься чем-то и уйти в сторону от того, что нужно изучить. Отсекайте лишнее.

 

8. Отсутствие системы самомотивации. Выясните, что побуждает вас учиться, воспользуйтесь этим знанием в полной мере.

 

И первыми вбегите в двери вуза!

 

Иголкина Инна

Опубликовано в журнале "Абитуриент" № 5, 2006

Издательство "УНИВЕР-ПРЕСС"



© 2004-2016 Инна Иголкина и Виктор Герасимов | All rights reserved Публикация материалов с сайта разрешена при условии наличия активной гиперссылки на сайт www.timesaver.ru
ООО "Компания Аполлон 1" ОГРН 1067760944745 ИНН 7714674696
тел: +7 926 31905032
Договор оферты Политика возврата Политика конфиденциальности Соглашение об обработке персональных данных
 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования