Об искусстве управления жизнью, истинном тайм менеджменте и внутренней «кнопке»


Автор текста: Анастасия Тахтарова-Иванова

«Я верю в то, что каждый из нас может стать лучшей версией себя. Просто иногда мы забываем об этом. Жизнь может быть гораздо лучше и веселее. И для этого есть простые и эффективные методики, которые можно и нужно применять».

Инна Иголкина – руководитель тренинговой компании «Таймсейвер». Специалист в области тайм-менеджмента, бизнес-тренер, тренер НЛП, эксперт теле и радиопрограмм, автор книг и статей. Спикер воркшопа «Есть ли у вас план?«

Проекты Инны Иголкиной: timesaver.ru

— Инна, добрый день. Вы – эксперт по тайм менеджменту (ТМ). На мой взгляд, сверхинтересная и сверхвостребовання область. Существует огромное количество техник, систем и прочих приспособлений, которые должны помогать управлять временем. Но далеко не всем это действительно удается. А что работает для вас?

— Да, у меня есть своя отлаженная система. И сейчас я пытаюсь ее свести в книгу. Но возникла она далеко не сразу. Наверное, первый раз с необходимостью управлять временем я столкнулась еще в школе, когда записалась сразу в несколько кружков. Тогда я поняла, что надо четко распределить «потоки»: сегодня одно, завтра другое и т.д. И придерживаться этого. И это удавалось. А во взрослой жизни я серьезно столкнулась с такой необходимость позже, когда поняла, что я целый день бегаю по лестницам в офисе туда-сюда.

А если вернуться к системе, то существует много инструментов таймменеджмента. Но часто люди выбирают один и предполагают, что это панацея от всего. Это как поиск универсального лекарства «от всего». Но такого не бывает!

Как-то на одном тренинге для руководителей один из участников рассказал о таком «волшебном» органайзере. Он стоил 1 000$, между прочим. И когда я попросила его показать мне это чудо, мужчина достал обычный бумажный конверт, в котором лежала страничка, точь-в-точь похожая на страничку китайского ежедневника. Когда я удивилась, он сказал, что органайзер тяжелый, и он носит с собой по страничке.

Но здесь человек хотя бы им пользовался. Чаще всего дорогущий кожаный органайзер лежит и пылится на верхней полке шкафа, таймер летит в мусорное ведро, а само слово хронометраж вызывает самые неприятные ассоциации. И человек говорит – это не работает. Но не надо из одного микроинструмента делать систему. Моя идея в том, что нужна сбалансированность. А для этого сначала ответьте себе на два вопроса. Чего ты хочешь в жизни? И как тебе будет удобно к этому двигаться?




ТМ – это про то, что надо предвидеть вполне очевидные вещи. И научиться вовремя переключаться. Оставлять работу – на работе. Как найти такую кнопку? Есть дзенский коан – про то, как услышать хлопок одной ладони. Это можно сделать только внутри себя. Также и тут. Такая кнопка переключения – внутри нас, в голове.
— Ого, это весьма необычный и очень практичный взгляд на управление временем. Я встречала разные определения самого понятия управления временем. А что ТМ для вас?
— Для меня – это умение распоряжаться своей жизнью. Это нечто ближе к лайфстайлингу. Сначала определяешь тот стиль жизни, которым хочешь жить. Потом смотришь, как можешь это воплотить.

— Согласна. Мы все разные, и каждому подходит что-то свое. Как найти то самое «свое», с чего начать?
— С себя. Основная ошибка в том, что люди хотят получить уже готовую систему. Например, модный сейчас тренд – ТМ для иррационалов. И человек думает: «Прекрасно! Вот почему обычные техники ТМ для меня не работают. Мне нужен другой ТМ». Но это не так. Ни одна система не будет работать сама по себе. Вам все равно придется ее тестировать, подлаживать и адаптировать под себя. В конце концов, вам придется ей пользоваться. А это подразумевает совершать определенные действия каждый день. И здесь вопрос не в системе или техниках. Здесь вопрос – в мотивации. А мне это зачем?
В любом деле, в том числе и в ТМ, надо отталкиваться от цели. Затем мы создаем план. Составляем список дел и далее смотрим, как разобраться с текущими делами и изменить систему планирования при необходимости. Техник и систем существует огромное количество. Есть методики, которые вам подходят больше или меньше. И правда в том, что часто люди пользуются тем, что подходит меньше.
Есть один важный момент: часто человек хочет успеть сделать все. Но это иллюзия. Потому что как только вы сделали «это все», наваливается в три раза больше. Настоящий ТМ – не про то, чтобы сделать все. А про то, чтобы понять, что важно сделать, и от чего можно отказаться.

Майндсеты1 Инны Иголкиной

• Мне очень помогают тренинги, которые я проходила. Полученные на них знания.В трудных ситуациях я вспоминаю о модели жизнестойкости Майкла Холла. Каждый может упасть. Но кто-то встает и идет, а кто-то остается лежать и ждать, бесконечно впадая в безнадежность и беспомощность. Мне этопридает сил, помогает вставать и идти.
• Я стараюсь не искать виноватых снаружи, а спрашивать у себя: «Что я могу сделать в этой ситуации?»
• Люблю кино и природу. Хорошее кино дарит вдохновение и много интересных примеров и кейсов для работы. А встреча с природой, даже если это просто небольшая прогулка, помогает переключаться и восстанавливать силы.

1Майндсеты (Mindsets) — установки и жизненные настройки, способ мыслить и воспринимать информацию, пропуская ее через свой внутренний фильтр.

— Как я понимаю, тут важно определиться с приоритетами и ранжированием. А как это работает в жизни?
— Возьмем такой простой пример, как наведение порядка дома. Часто люди представляют себе нечто грандиозное – на века, навсегда, за один день и высшего качества. Когда в голове возникает такая махина, то становится как-то нехорошо, и убираться не хочется. А хочется сесть на диван к телевизору и отложить уборку на другой раз.

Хотя по большому счету порядок – это легко. Порядок начинается с определение того, чего вы хотите в принципе. Немаловажная вещь – это ремонт. Потом – оборудование, которое позволит каждой вещи быть на своем месте. Простой пример. Когда мы начали с мужем жить вместе – все время терялись ключи. И я долго уговаривала его вбить гвоздик. Простое приспособление – гвоздик. Вбили гвоздик – ключи перестали теряться. Это мелочь, но все состоит из мелочей. Постепенно продумывая, как удобно решить ту или иную сложность, вы замечаете, что количество порядка в доме увеличивается.

Наведение порядка, как и ТМ – очень индивидуальная вещь.


— Инна, мне очень нравится такой «заточенный» под каждого конкретного человека подход. И все же рискну спросить про творческих людей. Ведь часто именно у них бывают особенные сложности с организованностью. Что здесь можно посоветовать?
— Все тоже самое. Начать с постановки цели, сделать это по SMARTу. Не секрет, что есть два класса творческих людей – успешные и неуспешные. И успешные успевают во время сделать то, что они пообещали. А неуспешные – не успевают. У меня был интересный проект «Курс для опозданцев». И выяснились интересные подробности. У всего есть свои причины. Например, для чего человек опаздывает. Многие говорят – это случайно. Нет, это не так. Есть внутренние стратегии. Одна из них звучит так: «Кто опаздывает — тот главнее». Вторая: «Я еще успею для себя сделать что-то приятное и полезное, пока опаздываю». И таких стратегий много. Это надо отслеживать. Задавать себе вопросы: «Для чего я опаздываю», «В чем для меня выгода срывать дедлайны», «Что такого важного я получаю, когда нарушаю договоренности». Ответы на эти и другие подобные вопросы очень помогают прояснить ситуацию.




— Действительно, мы почти никогда не смотрим на ситуации, в том числе и на наши стратегии управления временем, с этой стороны. Более того, далеко не все хотят это делать. И в этой связи вопрос. Вы – человек структурный, умеете управлять и временем, и жизнью. Как вы строите отношения с людьми менее структурными, которые позволяют себе опаздывать, нарушать договоренности и не укладываться в сроки?

— Вы меня «поймали». Мне близок подход, когда я предусматриваю разные варианты. Конечно, есть вещи, которые сложно предсказать или запланировать. Но когда у меня есть договоренности, я стараюсь предусматривать даже форсмажорные ситуации. И когда я в очередной раз встречаюсь с элементарным неумением или нежеланием подумать хотя бы на полшага вперед, — бесконечно удивляюсь. А потом напоминаю себе, что люди разные. Смотрю, на что в ситуации я могу повлиять, на что нет. Если повлиять не могу, расслабляюсь и принимаю все как есть.


— Вы говорите, что у многих людей часто даже нет таких навыков. Они просто не умеют это делать. Во многом наши навыки и привычки формируются в детстве. У вас двое детей. Используете ли вы какие-то техники ТМ для того, чтобы формировать у них такие навыки?

— У меня большая разница между детьми. Дочери сейчас 27, а сыну – 6. И у меня не было возможности так-то специально обучать дочь практикам ТМ. Да, я приглашала ее на мои первые тренинги, и вижу, что она оттуда что-то взяла и использует. Но дети учатся не тогда, когда мы говорим. Они учатся, наблюдая за нами – как мы живем, что делаем. И я могу видеть, что такой подход прекрасно работает. Моя дочь — очень организованный человек, и я ей горжусь.

Сын пока маленький. Но мы с мужем также стараемся воспитывать его примером. Держать слово, соблюдать договоренности, объяснять. У нас с сыном есть такой ритуал: с утра, когда надо успеть в детский сад, мы договариваемся, зачем ему туда ходить, смотрим, сколько дней осталось до выходных. В итоге он делает определенные действия, и мы успеваем прийти в детский сад до критического срока.




— Инна, на ваш взгляд, в чем секрет успешного ТМ?
— Иногда считают, что необходимо жестко организовать себя. Но я так не думаю. Есть люди более организованные, чем я. Я считаю, что жизнь не только для того, чтобы достигать заоблачных целей. Она — для маленьких радостей. И если ты все радости откладываешь на момент «послезавтра», то однажды этого момента может просто не случится. Можно проснуться однажды утром и понять, что в жизни не было ни прогулок, ни кино, ни встреч с друзьями. Ни-че-го.

ТМ – это не способ заставить себя работать по 25 часов в сути, без сна и отдыха. Устроить себе такой «адский ад». По-моему, это не ТМ, а что-то совсем другое. Я бы назвала это неврозом. ТМ – это про то, что надо предвидеть вполне очевидные вещи. И научиться вовремя переключаться. Оставлять работу – на работе. И позволять себе не только быть эффективным и оптимизировать каждую секунду времени. Но и просто жить. Как найти такую кнопку? Есть такой дзенский коан – про то, как услышать хлопок одной ладони. Это можно сделать только внутри себя. Также и тут. Такая кнопка переключения – внутри нас, в голове. Нужно принять такое решение, и последовательно ему следовать.


— Спасибо за ваш экспертный и личный опыт. За совсем другой взгляд на ТМ. То, о чем вы говорили, — очень практичные и применимые вещи. И, по-моему, это то, что точно поможет проживать жизнь, не забывая о важных для себя вещах. И последний вопрос – каков ваш способ говорить жизни «ДА!»?

— Быть не такой, какой меня хотят видеть другие, не удобной для кого, не в формате или упаковке, а быть собой. Точно знать, что я хочу и как. И жить так, чтобы получать от своей жизни удовольствие.