Метапрограммы

Meta - греческая приставка, означает переход, изменение. Например, метаморфозы - это превращения.

Есть реальность. В эту реальность входят предметы вступительных экзаменов.

И есть переход этих учебных предметов в ваше восприятие.

Этот переход отличается от реальности. Вася понимает учебные тексты так, а Петя этак - каждый воспринимает изучаемое по-своему. Таковы фильтры восприятия. И они получили свое название не без помощи "переходной" приставки meta- - эти фильтры были названы метапрограммами.

Несмотря на незнакомый термин, вы кое-что знаете о видах метапрограмм, и даже в терминах! Сегодня модно рассуждать об аудиалах, визуалах и кинестетиках. Первые лучше воспринимают звучащую речь или музыку, вторые - картинку, третьи - движение. Таковы их фильтры восприятия, их метапрограммы. Для учебы аудиалу лучше слушать объяснения, визуалу - читать учебник, а кинестетику - практиковаться, это очевидно. Но метапрограмм гораздо больше. Как учиться человеку с более диковинными активными метапрограммами? Этому и посвящена статья.

Размеры обобщения информации: мелкий и глобальныйВспомните какой-нибудь школьный предмет - математику или физику. Что первым пришло вам на ум: определение того, что изучает данный предмет, или какой-то пример, относящийся к предмету, 2  2 = 4 либо закон всемирного тяготения? Есть две противоположности: склонность к глобализации - и развитое внимание к мелким деталям. Если вы любите копаться в деталях, то, скорее всего, у вас мелкий размер обобщения информации. Если же вы привыкли воспринимать информацию в целом, то, скорее всего, у вас глобальный размер обобщения информации.

Силы абитуриента, которому свойственен мелкий размер обобщения информации, будут направляться на какие-то отдельные фрагменты подготовки к экзаменам в ущерб целостному восприятию. А другой абитуриент за гранитом науки не заметит отдельных элементов, составляющих монолит учебной дисциплины.

Поэтому очень важно при изучении практически любого предмета видеть, как отдельные составляющие постепенно укрупняются. И наоборот, идя от целого предмета, полезно постепенно углубляться в детали с такой степенью точности, которую требует выбранный вами вуз. Скажем, при подготовке к поступлению в МИФИ придется особо тщательно изучить тонкости математики и физики, в то время как во множестве других вузов было бы достаточно и гораздо более поверхностных знаний. При подготовке в МГУ на журфак потребуется не только доскональное знание классической литературы, когда на экзамене нужно будет процитировать отрывок из доставшегося вам произведения с точностью до запятой, но и знание мировой культуры и политики в целом, без которого немыслимо пройти творческий конкурс.

Понять оптимальную глубину для изучения материала можно на подготовительных курсах в выбранном вами вузе, во время пробного экзамена, поговорив с преподавателями, студентами или задав вопросы на студенческом форуме. Чрезмерное углубление в детали опасно: на подготовку всех тем не хватит времени, или сил, или терпения. Недостаточное углубление в детали, вероятно, приведет к недобору баллов, так как знание именно этой детали окажется решающим на экзамене.

Заметив за собой склонность вдаваться в мельчайшие подробности изучаемого материала, прибегните к простому психологическому приему. Выработайте у себя привычку время от времени, раз в 10 минут, задавать себе вопрос: "Частью чего большего является изучаемый мной материал?" Задав этот вопрос несколько раз, можно понять, например, что сибирская кошка относится к семейству кошачьих, а кошачьи, в свою очередь, относятся к млекопитающим.

Если вы обнаружили противоположную проблему - желание видеть изучаемый материал только крупными блоками, - раз в 10 минут задавайте себе вопрос: "Какие мелкие детали важны в изучаемом предмете?": допустим, какие существуют исключения из правила по русскому языку.

Самостоятельность и послушность

Самостоятельный абитуриент буквально рвется в бой, задает вопросы преподавателям, решает задачи повышенной трудности, читает дополнительную литературу. Однако склонен плохо рассчитывать силы, размениваться на пустяки и задавать ненужные вопросы, а это мешает и преподавателям, и другим абитуриентам.

Послушный абитуриент ждет, что всё случится само собой.

Ни одна, ни другая крайность в своем абсолютном проявлении не могут быть хороши. Иногда стоит немного подождать, если ясно, что по ходу лекции преподаватель сам расскажет то, что вы хотите узнать. Иногда, напротив, уместно задать вопрос или даже вовремя найти самостоятельно репетитора, если становится понятно, что без этого не успеть подготовиться к экзаменам.

Время и место

Те, кто больше внимания обращает на время, скорее всего, без труда смогут запомнить исторические даты.

У людей, фокусом внимания которых является место, с датами возможны проблемы. В этом случае не надо расстраиваться: существуют приемы развития памяти.

Вообще любая метапрограмма - это не приговор, а как бы "опция по умолчанию": если начать обращать сознательное внимание и периодически повторять ту информацию, которую вы склонны упускать из виду, это даст вам существенное улучшение процесса подготовки. Результаты вы заметите буквально через 2-3 недели усердных занятий. То, что прежде ускользало от вас, теперь будет надежно закреплено в памяти, стоит только захотеть и проявить совсем немного настойчивости. Чтобы было легче, можно над письменным столом наклеить стикер, на котором маркером написать: "Помни о месте!" или "Когда именно это случилось?"

Процесс и результат

Долгая и кропотливая подготовка к институту, с одной стороны, безусловно, является полезным процессом - но если она не увенчается результатом, то абитуриента ожидает горькое разочарование. Поэтому лучше не пускаться в крайности, когда, например, человек изучает иностранный язык, а ему кажется, что продвижения нет совсем. Разделите информацию на такие блоки, которые позволяют периодически контролировать, что уже достигнуто, с одной стороны, а с другой - не мешают течению самого обучения, для которого требуется сосредоточенность, правильный настрой и еще много разных факторов. Такой принцип реализован, скажем, в ряде курсов по изучению иностранных языков, когда каждый урок предполагает в конце проверку усвоения изучаемого материала, а каждый пятый урок обобщает четыре предыдущих.

Сходство и различие

Люди, которым свойственно искать во всем сходство, склонны упускать какие-то детали, не совпадающие полностью с тем материалом, который был у них раньше, или даже искажать их. Если один и тот же текст по физике на иностранном языке, в котором умышленно была сделана ошибка, переводят профессиональный физик и профессиональный переводчик, в 80% случаев физик, не задумываясь, исправит ошибку и даже не обратит на это внимания, а переводчик переведет точно так же, как было в оригинале. Чтобы улучшить качество подготовки, каждый раз, подводя итоги тому, что вы изучали, задайте себе один простой вопрос: "На что из того, что я знаю, это похоже, и в чем отличия?"

Вчера, сегодня и завтра

Хотя все люди живут в настоящем моменте, однако многие любят постоянно копаться в прошлом, а некоторые буквально "живут" в будущем. Лозунг одной известной фирмы гласит: "Живи настоящим". На изучение точных наук предпочтения относительно времени влияния почти не оказывают, а вот при подготовке к истории важно уметь мысленно представлять себе линию времени, на которой удобно разместить события былого.

Оценка-приговор и оценка-опыт

Для одного полученная оценка означает почти приговор, и если она не отличная, то школьник даже впадает в депрессию. На другого влияние оказывает не единичный случай неудачи или же удачи, а несколько аналогичных случаев, произошедших в небольшой период времени. Удалось получить пятерку в школе, пятерку на курсах, да еще и преподаватель похвалил - и у абитуриента значительно усиливается вера в себя, в свои возможности.

Очень важно не только адекватно оценивать свои силы, но и верить в них, поэтому вряд ли стоит в случае единичной неудачи сразу делать из этого далеко идущие выводы. Лучше просто наметить ряд последовательных шагов по достижению поставленной цели и твердо, настойчиво по ним двигаться, без рывков и подвигов.

Если вы заметили, что какой-то из фильтров восприятия либо его отсутствие мешает вам учиться, есть простой и изящный выход из положения. Представьте себе мысленно, что вы это можете. Что вам действительно интересно вникать в детали, или углубляться в далекое прошлое, или снова и снова штурмовать тему, не поддающуюся с первого раза. Так сформируются новые метапрограммы. Ваше терпение и труд обязательно будут вознаграждены.

Инна Иголкина,
бизнес-тренер

Статья опубликована в журнале "Абитуриент"