Используя скрытые резервы

 Статья для журнала "Абитуриент" № 8 за 2007 год

В статье рассказывается, какие основные типы людей существуют и как их использовать для ускорения процесса обучения как детей, так и взрослых.


У каждого из нас есть ведущий, преобладающий интерес; способности любого человека лучше выражены в одной-двух сферах. Так что классификация типов профессий психолога Е.А. Климова не могла однажды не появиться. «Человек – природа», «Человек – знак», «Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – художественный образ» - вот эти пять типов. 

 Ваш тип – «Человек – природа»? Обычно ему сопутствуют следующие психологические качества: наблюдательность, выносливость, способность работать в непростых природных условиях. Все, что связано с природой, с живыми существами, вам интересно!

 Если ваш тип «Человек - техника», то сопровождающие его характеристики – образно-практическое мышление, склонность к физическому труду, смекалка.

 Тип «Человек-человек» говорит сам за себя – это способность многообразно общаться с другими людьми.

 Тип «Человек - знак» предполагает способность концентрировать внимание на условных знаках, цифрах, формулах.

 И, наконец, тип «Человек - художественный образ» предполагает любовь к искусству, способность к творчеству.

 В основном классификацию используют для подбора профессии. Пройдите в Интернете, в кабинете школьного психолога или в профориентационном центре соответствующий тест….

 Это всё? А как воспользоваться своими склонностями для подготовки в уже выбранный вуз? Вероятно, разным людям удобно учиться по-разному…

 Тип «Человек – знак»

Наличие у вас характеристик этого типа полезно при поступлении практически в любой ВУЗ, особенно если там есть письменные экзамены. Тут готовиться нужно стандартно: решать задачи, например. Для вас это легче, чем для остальных. Развитая способность работать со знаковой информацией позволяет грамотно, без ошибок писать, разбираться в сложных схемах и рисунках. И внимательно контролировать полученные данные, ведь экзамен как раз – проверка правильности ответов.

 Если у вас этот такие способности проявлены недостаточно, попробуйте отнестись к подготовке как к игре. На некоторое время концентрируйтесь на решении задачи, внимательно проверяйте полученные результаты, затем можно немного отдохнуть, и через некоторое время снова – за занятия.

 Тип «Человек – художественный образ»

Это ваш тип? Хорошо. Преподаватели – тоже люди, и яркая личность, к тому же умеющая хорошо говорить, всегда привлекает внимание, только не надо этим злоупотреблять. Осторожно попробуйте «оживить» для себя изучаемый материал, внести в него элемент творчества, пусть даже это будет точная наука. Именно так Перельман создал свой знаменитый сборник задач.

 Помните о программе вступительных экзаменов и о требованиях конкретных вузов: вы склонны об этом забывать.

 Тип «Человек-человек»

Вам, можно сказать, повезло. Наверняка вы умеете доброжелательно и красиво общаться, что может оказать существенную помощь при сдаче гуманитарных экзаменов, особенно устных, а также написать хорошее сочинение (правда, за грамотность сочинения будет отвечать тип «знак»). Используйте навыки общения для подготовки.

  • Найдите себе такого преподавателя, с которым вам действительно приятно общаться.
  • Психологически будет еще лучше, если вы сами будете обучать кого-то по тому предмету, который предстоит сдавать.

 Это может быть кто-то из учащихся более младших классов или из ваших друзей. Когда человек объясняет материал, он сам обучается гораздо эффективнее, чем если просто читает его или решает задачи. В ходе обучения, скорее всего, будут возникать вопросы, на которые придется искать ответы.

 Тип «Человек – техника»

 Людям, принадлежащим к типу «техника», возможно, будет интересно использовать при подготовке к ВУЗу различные технические возможности – посещать лингафонные классы, смело пользоваться мультимедийными программами, а то и держать в руках детали реальных механизмов.

 Например, если нужно сдавать физику или химию, можно самостоятельно проделать лабораторные работы, и тогда знания войдут в механическую память, в голове у вас будут не просто формулы, а воспоминания о том, что и как вы делали на основе этих формул.

 Тип «Человек – природа».

 Даже если экзамен, который вам предстоит сдавать, казалось бы, бесконечно далек от природы, на самом деле это не совсем так. Мы все живем в природе, хотя большинство из нас и отгородилось от нее в последние столетия. История, экономика, география, физика, химия, математика – всему этому в природе можно найти какие-то соответствия. Пусть это будут лично ваши соответствия – все равно это позволит вам запомнить изучаемый материал лучше, чем просто с помощью бессознательного зазубривания учебника.

 Вам, как и художникам по натуре, нужно «оживить» материал, найти в нем развитие, изменчивость – пусть это и сухая логика школьного предмета.

 Итак, кому на какие сильные стороны опираться, ясно. Применив изложенные в этой статье общие принципы, вы сможете сделать процесс подготовки в ВУЗ увлекательной игрой. Самое интересное: чем больше стилей, описанных выше, вы освоите, готовясь к экзаменам, тем лучше. Тип «Человек – художественный образ» поможет вам придумать разные способы подготовки, тип «Человек – техника» поможет составить план достижения цели, тип «Человек – знак» - усовершенствовать свои знания грамматики и точных наук, тип «Человек – человек» - наладить контакт с преподавателями, а тип «Человек – природа» - помочь сохранить здоровье и работоспособность.

 Иногда тип не совпадает с выбранной специальностью. Но недостающие способности при желании можно развить, был бы интерес. К тому же в большинстве случаев новые специальности рождаются на стыке наук, поэтому вряд ли кто-то сможет сейчас утверждать, что специалисту, занимающемуся компьютерами, не нужно иметь художественного вкуса или не уметь общаться.

 Инна Иголкина

Статья опубликована в журнале «Абитуриент» № 8 за 2007 год
© 2007 Перепечатка разрешена при условии ссылки на
www.timesaver.ru и первую публикацию