Как написать статью / книгу - личный опыт
Материалы VII-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров
Инна Иголкина, бизнес-тренер. Опубликовала ряд статей и комментариев в следующих изданиях: “Бизнес журнал”, “Вестник НЛП в Образовании”, “Реклама Outdoor”, «Тренинги в Бизнесе», Комсомольская Правда, Любимая Подружка, Московский Бухгалтер и других, выпустила книгу «Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени» в издательстве Олимп-Бизнес.
Для чего тренеру книга (статья)? Рекомендую обратиться к справке: Список типовых задач
Из списка типовых задач можно выбрать следующие:
Типовая задача
|
Комментарии
|
Привлечь внимание Клиента
|
Читатель, заинтересовавшись книгой тренера, может прийти на тренинг, семинар, встречу.
|
Сделать ранее неизвестное Клиенту - известным, своим; научить
|
Книгу можно использовать в качестве раздаточного материала к тренингу, отсылать к книге за дополнительной информацией, второстепенными темами, для справки и т.д.
|
Сделать «Отстройку от Конкурента»
|
Тренеров на рынке сейчас множество, а книга является весомым конкурентным преимуществом по повышению личного имиджа тренера/консультанта.
|
Избежать нежелательных ассоциаций либо проблем у Клиента.
|
Хорошо написанная книга проясняет читателю, чего можно ожидать от тренера и его тренинга, поэтому те, кто не согласен с тренером, скорее всего сами не придут на его занятия, а придут люди, уже подготовленные и хорошо относящиеся к тренеру
|
Получить «эффект новизны», при хорошо известном Клиенту рекламируемом объекте
|
Тренинги на абсолютно новые, не знакомые публике темы – редкость. Поэтому «эффект новизны» может привлечь дополнительных участников на тренинг на распространенную на рынке тему за счет повышения доверия к тренеру.
|
Помимо вышеперечисленных причин есть еще одна, довольно весомая. Как только рукопись книги написана, а тем более опубликована, она подпадает под Закон "Об авторском праве и смежных правах" Российской Федерации. Таким образом, тренер или консультант защищает свои права на собственные разработки.
Что мешает тренеру / консультанту написать статью / книгу?
Страхи, заблуждения
|
Комментарии
|
Я не смогу придумать ничего нового…
|
В настоящее время выходит множество книг/статей на одни и те же темы. Достаточно просто грамотно и доходчиво изложить свое видение темы, если оно есть – читатель найдется.
|
Пока я не придумаю что-то выдающееся – писать рано…
|
Увы, примерно 90% книг/статей на одну тему содержат примерно одну и ту же информацию, просто каждый читатель выбирает, какой автор и стиль изложения ему ближе.
|
Написание книги/статьи – это очень серьезно, нужен талант…
|
Нужен план книги и понимание темы. Любой тренер/консультант при желании может написать книгу/статью, нужно немного желания и работы.
|
Я боюсь открывать людям свою методику – украдут
|
Когда методика описана в книге или статье, она защищена авторским правом, и Вам будет легче, при необходимости, защитить свои права в суде.
|
Технология работы над книгой/статьей.
Есть 2 принципиально противоположных подхода: либо автор пишет для себя, «в стол», либо сначала находится издатель, а затем пишется книга или статья.
Далее составляется план книги/статьи, затем пишется сама книга/статья, при необходимости дорабатывается по требованию издателя.
Например, книга по преодолению лени. Как я составляла план? Сначала придумала, какие бывают виды лени. В Яндексе набрала слова «лень», «как побороть лень» и просмотрела около 300 ссылок. Возникло видение того, что есть на сегодняшний день на рынке, какие вопросы интересуют потенциальных читателей, какие способы решения проблемы им предлагают, и чего не хватает.
Далее эту информацию я структурировала, и получила развернутый план книги. Его согласовывала с издательством. От издательства была получена рекомендация поработать над логикой изложения. В результате план пришлось почти полностью переработать – поменять главы местами, лучше соотнести то, что я собиралась рассказать читателю, с логикой и требованиями издательства.
Вот что получилось:
Предисловие
- 7 видов лени, или что скрывается за этим словом
1.1 . Определения лени
1.2 . Психологический тест на наличие лени
1.3 . Какая бывает лень
1.4 . К чему лень может привести
1.5 . Подо что лень может маскироваться
1.6 . Что находится на другом полюсе? Противоположность лени
1.7 . Лень в мировой практике
1.8 . Причины возникновения лени
1.9 . Зачем человеку лень?
Обычно тренеры/консультанты пишут следующие виды книг:
- На ту тему, в которой тренер / консультант является экспертом.
- О себе, своем жизненном пути.
- Сборник упражнений, притч, приемов, лучших практик.
- Методическая книга о том, как вести тренинги (консультации)
- Комбинация вышеперечисленного.
На какие подводные камни чаще всего «наступают» тренеры?
Казалось бы, что проще – взять и «собрать» в книге то, что уже было сделано до Вас.
Например, книга Чурикова А. и Снегирева В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге». СПб: «Речь», 2006 г., практически полностью составлена из упражнений, взятых из других книг, приведенных в конце книги в списке литературы, а не процитированных. Эта книга почти полностью совпадает с книгой Завьяловой Ж.В., Фарбы Е.О., Каденильяс-Нечаевой Е., Авдюниной М.Н., Энергия бизнес-тренинга, СПб.: «Речь», 2005 г. И неудивительно – практически обе книги содержат те упражнения, которые наиболее часто использует в тренингах большинство тренеров. Аналогичная ситуация наблюдается со сборниками метафорических историй для тренеров, изданными уже разными издательствами…
Мне представляется, что правильный путь – это найти такую нишу, в которой пока не так много книг, и посмотреть на нее со своей точки зрения, добавляя что-то новое, можно с помощью программы-консультанта производства «ТРИЗ-ШАНС»: . «Приемы журналистики & public relations»
Пример подобного подхода – моя книга: «Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени» М.: Олимп: Астрель: Аст, 2007. Книга была написана после подписания контракта с издательством за 3 месяца. Сначала был составлен план, а затем подробно раскрыта каждая глава – таким образом, автор поделился своими идеями и наработками с читателями, при этом корректно процитировав все источники.
У тренеров обычно есть огромное количество примеров, которые они услышали от участников на своих тренингах и семинарах, некоторые из примеров можно использовать, не ссылаясь на точный источник, чтобы не компрометировать участника.
Например, иллюстрируя закон Мерфи, одна девушка на моем семинаре рассказала мне, как нечаянно опустила в шредер (прибор для уничтожения бумаг) конверт, в котором лежало примерно 10 000 $, а затем в течение месяца по вечерам собирала из них «паззл», и смогла обменять эти склеенные купюры через банк. Такие примеры будут интереснее, чем те, которые просто «позаимствованы» из книг.
Еще можно обращать внимание на ту информацию, которая поступает к нам из окружающего мира – из печатных изданий, радио, телевидения, книг, рассказов знакомых и т.д. Можно также собрать информацию в Интернете – на сайтах, форумах, и т.д., при этом важно соблюдать правила корректного цитирования, если Вы дословно воспроизводите чьи-то слова.
Опубликовано на сайте http://www.treko.ru
© 2006 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.timesaver.ru и http://www.treko.ru