Отрегулируй время
Статья из журнала "Абитуриент" № 8 за 2006 год
Написана для школьников 10-11 классов


Шестнадцатилетним кажется, что силы безграничны. Однако это не так. Любой организм, даже юный, способен уставать. Особенно если соединятся вместе подготовка в вуз, учеба и личная жизнь. А у студентов-вечерников — еще и работа.


Иногда простейшие вещи непонятны только потому, что вы устали. Как не уставать при подготовке к поступлению в вуз?
Начните с планирования. Выпишите все свои дела. Подумайте, от каких дел можно отказаться… Определите основную стратегию. Решите, как вы будете себя хвалить. Отведите в своей жизни место спорту и общению. Найдите резервное время там, где вы и не предполагали его обнаружить. Упорядочьте недельное расписание. Обозначьте логику изучения отдельных предметов.
И всю усталость как рукой снимет!

1  Не чистим картошку — едем в МИФИ
Необходимо четко выделить приоритеты. И в главном, и в мелочах.
Даже в быту. Я не призываю перестать следить за своей внешностью или чистить зубы. Но можно реже ходить по магазинам, покупать полуфабрикаты вместо самостоятельного приготовления каких-то блюд, объяснить близким, что вы не можете выполнять какие-то домашние дела. Запишите, какие.


Желательно уже к 1 сентября знать, куда вы собираетесь поступать. Твердой уверенности нет? Тогда лучше выбрать подготовительные курсы того учебного заведения, которое сильнее остальных. Например, МИФИ, МГУ и т. п. Возможно, вы потом решите поступать в другой вуз, где требования на вступительных экзаменах ниже; однако может оказаться так, что какие-то области изучаются там подробнее, чем было на ваших курсах. Если речь не идет о принципиально другом подходе к предмету, восполнить пробелы в случае необходимости можно будет на краткосрочных курсах перед поступлением.

2  Размышляем о похвалах и оценках
Как приучить себя к порядку? Вовсе не страхом.
Поможет методика Павлова, того самого, который дрессировал собак, чтобы они реагировали на его условные сигналы. Помните, Павлов каждый раз давал собаке что-то вкусное, если она делала то, что ему было нужно? А что будет помогать придерживаться плана вам? Привычка? Друзья, которые вместе с вами пошли на те же курсы? Подарки от родителей? Тот факт, что вы понимаете, как полученные знания помогут вам в дальнейшей жизни? Или то, что вы делаете, просто приятно, и вам больше не нужно никаких дальнейших наград? Даже в этом случае важно хвалить себя за успехи, а не ругать за то, что вы сделали «недостаточно».

Например, соблюдение простых принципов, изложенных в этой статье, позволит вам получать удовольствие от жизни, хорошо учиться и работать.

Кстати, если вы собираетесь поступать на вечернее отделение и присматриваетесь, где можно поработать, обязательно оцените свою будущую работу. Сможет ли она гармонично сочетаться с учебой? Иногда можно пойти на уменьшение зарплаты, если этот минус будет компенсироваться возможностью спокойно учиться и наличием достаточного количества свободного времени. Подумайте также о том, станет ли ваша первая работа удачной с точки зрения дальнейшей карьеры.

3  Двигаемся и общаемся
Занимаетесь ли вы какой-нибудь физической активностью — танцами или спортом? Казалось бы, и времени, и сил так мало — какой тут спорт? Однако именно физическая активность увеличивает количество жизненных сил и снимает стресс. Выделите на нее хотя бы 15 минут в неделю, а желательно 2–3 часа.

Если, приходя из школы, вы тут же начинаете делать уроки перед тем, как уйти куда-то на занятия, то вы рискуете переутомиться. Конечно, второй подход — сначала отдохнуть, затем заниматься — тоже опасен. Так вы рискуете затянуть дела допоздна. К тому же важно правильно организовать… свой сон, чтобы не спать во время учебы, поскольку ее эффективность в этом случае, увы, близка к нулю.
Хватает ли у вас времени на общение? Не откладывайте жизнь «на потом». Стремление к карьере любой ценой может дорого обойтись впоследствии. У счастливого человека жизненных сил больше, учеба дается ему гораздо легче. Однако перекос в сторону отношений приводит к тому, что на учебу время начинает отводиться по «остаточному принципу».

Хорошо бы вы, читающие эти строки, были десятиклассниками… В 10 классе уместна подготовка по одному или нескольким предметам, которые встретятся на вступительных экзаменах в институт. Это сделает обучение в 11 классе легче, и вы больше успеете за 2 года, чем за один.

А если вы всё-таки уже одиннадцатиклассники и остается меньше года?

4  Выявляем резервы времени
Даже в состоянии аврала человек допускает обычную ошибку: ему кажется, что времени впереди еще много — и поэтому он делает меньше, чем мог бы.

Лучше не доводить ситуацию до критического состояния. Постарайтесь, наоборот, идти чуть впереди всех: готовиться перед уроками (и перед лекциями на курсах) — а потом во время занятий сосредоточиваться только на пробелах, параллельно приводя в порядок складывающуюся у вас в голове картину знания. Берите у преподавателя задания и делайте их раньше. Это не только вызовет уважение педагогов, но и гарантирует вам спокойствие, равномерность в обучении и запас времени на всякий случай.

Наконец, используйте то время, которое вы проводите в общественном транспорте. Можно учить иностранные слова, читать книги, слушать обучающие аудиозаписи, вспоминать содержание предыдущей лекции и т. д.
Итак, дополнительное время есть в промежутках между делами.
И еще. Возможно, вы считаете, что учиться вечером — на курсах или в вузе — сложнее, чем днем? Это не совсем так. Главное — правильно расставить приоритеты. Знаете ли вы, что час беседы, если его записать на диктофон, а затем распечатать, занимает всего 4–5 обычных страниц А4? Если вы умеете выделять главные мысли и запоминать то, что необходимо, то можно научиться чему угодно, особенно в эпоху Интернета.

5  Приводим в порядок свою неделю
Вам уже понятно, что мы учтем не только учебу в школе и на подготовительных курсах, но и время на отдых и на выполнение домашних заданий.
Например, вы в 10 классе — и за год планируете изучить английский язык, занимаясь 2 раза в неделю по 3 часа, посещать секцию спортивной стрельбы 2 раза в неделю (кружок в школе) и плавательный бассейн 2 раза в неделю. Итого получается 6 раз. Если вы изучаете английский язык на курсах, то программу обучения определяют сами курсы. Или вы обучаетесь самостоятельно? Тогда определитесь, что конкретно вы хотите освоить (грамматику, устную речь, слова — или всё вместе) и решите, как вы это будете делать и что для этого необходимо (специальные программы, учебники, услуги репетитора).

С кружком по стрельбе и плаванием проще. Если вы не ставите себе конкретных целей, достаточно просто выделять время и посещать занятия.

Что это значит в пересчете на один день? 6 занятий — и 5 рабочих дней… Получается больше одного дела в день. А ведь еще и учиться надо. Соответственно, необходимо подумать, когда делать уроки, а когда отдыхать, что тоже важно. Обычно некоторые дела имеют жесткие сроки — в нашем примере это, скорее всего, занятия английским и стрельбой. А некоторые, наоборот, могут происходить почти в любое время — как, например, посещение бассейна (с раннего утра до позднего вечера). А какие именно уроки делать? Уделите больше внимания приоритетным предметам и меньше — всем остальным. Это простое правило дает просто чудодейственные результаты — спокойствие, ясность относительно целей, баланс во всех основных областях жизни.

Если же вы уже в 11 классе, постарайтесь избавиться от балласта. Скорее всего, стрельбой заняться уже не получится. Это может помешать основной цели — подготовке к поступлению в институт. Так что меняем стрельбу на курсы! Жаль, конечно, прекращать заниматься и плаванием, однако если на него времени нет, то и от него придется отказаться — хотя, безусловно, оно поддерживает здоровье и дает дополнительную энергию. Решать вам. Относительно уроков принципы те же.

Важно, чтобы дела были разбиты на такие блоки, выполнение каждого из которых занимает не более часа-двух. Можно выписать или нарисовать эти блоки — и вычеркивать по мере выполнения. Это позволит вам придерживаться графика и нагонять его в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

6  Планируем изучение отдельных предметов
Разбейте курс на ряд маленьких заданий и делайте их последовательно. Желательно — как можно раньше, сразу после занятия. (А лучше — д~о него.) Тогда «хвосты» не будут накапливаться и давить на психику. Предположим, вы готовите большой реферат. Не помечайте его в плане одной записью. Запишите по-другому:

День первый — выяснить требования к реферату и найти необходимую литературу.
День второй — создать план реферата, решить, из каких частей он состоит, и составить план работы.
День третий — «вбить» в компьютер основные мысли, относящиеся к части 3.

… Распределите, что и когда сделать — вплоть до «дня последнего»!
Например, части можно писать не по порядку, а так, как вам удобнее; главное — чтобы за несколько дней до окончательной сдачи ваша работа была готова: преподаватель может попросить что-то переделать.

Подготовка к институту может напоминать или бег на короткую дистанцию, или марафон. Подумайте, насколько она важна для вашей дальнейшей жизни. Если не важна — можете попробовать короткую дистанцию. Если важна — выбирайте марафон, так вероятность получить нужный вам результат значительно возрастет.

Инна Иголкина

Статья опубликована в журнале "Абитуриент" 2006 г., № 8