«Пират, забудь о стране родной…»
Статья в журнале «Тренинги в Бизнесе»,
№ 3 за 2007 год

 Инна ИГОЛКИНА, Татьяна ФОМИЧЕВА

Земная неизвестна нам тоска

Под флагом со скрещенными костями

Александр Городницкий, «Старинная пиратская»

 Практически любой тренер сталкивался с проблемой защиты интеллектуальной собственности от посягательств «пиратов». Сохранность авторского права – априори один из серьезнейших рисков профессии. Как показывает опыт, защититься от пиратства очень сложно даже крупным компаниям. Но ситуация отнюдь не безнадежна, уверяют наши эксперты.

Сейчас проблема защиты авторских прав снова в фокусе внимания. В январе рынок всколыхнула история, произошедшая с компанией MTI, предлагающей на рынке линейку лицензированных бизнес-тренингов. Один из руководителей фирмы даже обратился к профессиональному сообществу с открытым письмом (наш журнал писал об этом в N1-2 за 2007 г.).

Игорь Гансвинд, исполнительный директор компании MTI:

«Жизнь не стоит на месте: люди приходят в компанию и, пройдя определенные этапы развития, ее покидают. Это нормальный процесс. Но некоторые бывшие тренеры MTI, которым мы благодарны за совместную работу и за тот вклад, который они внесли в развитие нашей компании, теперь пытаются либо от своего имени, либо от лица своих новых работодателей проводить лицензионные тренинговые программы, например: «Семь навыков высокоэффективных людей»®, «Ситуационное руководство»®, «Латеральное мышление»®, «Шесть шляп мышления»®, права на проведение которых принадлежат MTI.

Помимо вопросов деловой этики, мы хотим обратить внимание на тот факт, что, предлагая к проведению вышеупомянутые международные программы, недобросовестные тренеры лишают заказчика возможности обучаться по официально рекомендованным учебно-методическим материалам, входящим в единый стандарт обучения по всему миру». 

На юристов надеяться, а самим не плошать

Насколько беззащитны законопослушные участники рынка перед лицом «пиратской» угрозы? Ситуация отнюдь не фатальная, считает Марина Шакалова, президент и старший партнер компании MTI. Тренерский корпус (особенно та его часть, что работает с лицензированными программами) вправе рассчитывать на силу закона, а также на помощь общественного мнения и СМИ:

- Прискорбно сознавать тот факт, что в XXI век наша страна вошла в «группе лидеров» по распространению контрафактной продукции. Объем пиратского рынка России, по оценкам специалистов, составляет $4-6 млрд. в год. Что «пиратский» диск в соседнем киоске, что «пиратский» тренинг от дешевого фрилансера – какая разница? Это «малое» есть лишь частное проявление ключевой проблемы, а именно, принятой в обществе модели поведения, игнорирующей в качестве базовой ценности право частной собственности на продукт интеллектуального труда.

Но публичное признание данной проблемы в отношении российского тренингового рынка, в т.ч. в ведущих СМИ, этого уже огромный шаг вперед. Борьба с «интеллектуальным пиратством» во всем мире идет на двух площадках – правовой и информационной, причем вторая оказывается настолько действенной, что зачастую снимает необходимость переходить к жестким методам юридической защиты.

Но если дело доходит до Фемиды… Мы уже имеем опыт решения подобных вопросов. Например, становится известно, что некая компания использует учебные материалы, более чем на 60% копирующие материалы тренингов MTI. После обращения в специализированную юридическую фирму происходит сличение материалов. И, если наша правота доказана, официально признается нарушение прав интеллектуальной собственности и у компании-нарушителя (или конкретного тренера-нарушителя) изымаются «пиратские» методички и диски.

Другая мера - это письменные и устные обращения к недобросовестным провайдерам услуг. Особенно к тем, кто разместил на своих сайтах описание тренинговых программ MTI без всяких редакций и купюр (увы, но происходит и такое!). Мы призываем нарушителей снять эти описания, отказаться от использования наших учебных материалов. Порой такая мера оказывается действенной, перед лицом публичной огласки нарушители идут на попятную. Если не срабатывает, опять же идем к юристам. В настоящее время, подписав лицензионные соглашения с ведущими мировыми учебными центрами, MTI получила возможность и использовать их ресурсы и механизмы юридической защиты на российском рынке через представляющие их интересы международные юридические фирмы.

Безусловно, в одиночку решать данную проблему крайне сложно, а для большинства небольших тренинговых компаний или отдельных тренеров просто невозможно - требуются серьезные ресурсы. И, на мой взгляд, главный залог успеха здесь - в объединении усилий провайдеров и потребителей услуг, в равной степени страдающих от «интеллектуального беспредела». В этой связи хочу особо отметить, что информацию о фактах «пиратства», мы неоднократно получали от потребителей тренинговых услуг, усмотревших в этом ущемление своих собственных интересов в получении качественного продукта и дискредитацию рынка в целом.

Самое опасное – неумелый «пират»

Самое незащищенное звено в тренерском сообществе – тренеры-фрилансеры, чьи оригинальные разработки безбожно присваиваются лихими любителями чужой интеллектуальной собственности. Что делать в этой ситуации? Прежде всего, не паниковать; ведь украсть – просто, научиться правильно пользоваться украденным - гораздо сложнее, полагает Денис Лунев, генеральный директор компании «Мэйнстрим Консалтинг»:

- В нашем сообществе воруют многое: сценарии, материалы, игры и упражнения, идеи, репутацию, клиентов. Воруют, как правило, люди, которые либо не умеют, либо ленятся создавать что-то сами. В первом случае - это практически единственный способ научиться делать тренинги и работать с клиентом самому. Во втором случае – явная непорядочность.

Лично я отношусь и к тому, и к другому спокойно. Плохой тренер, даже если и сворует – провести занятие как надо все равно не сможет - не почувствует темы, не проникнется, наделает ошибок. Ну, а если хороший специалист сворует (хотя можно ли считать его хорошим после самого факта воровства – Ред.)- не жалко! Это скорее профессиональное признание и знак качества!

Определенная гарантия спокойствия – принадлежность к устоявшейся компании, заслужившей репутацию. Так, например, все тренинги «Мэйнстрима» обновляются как минимум дважды в год. Вот и выходит: чего бы пираты не унесли – все довольно быстро устаревает.

Впрочем, есть вещи, которые нельзя прощать ни при каких обстоятельствах. Самая большая опасность в нелегальном заимствовании упражнений - их неверное использование. Проводит горе-тренер упражнение, оно не дает нужного эффекта, так как использовано ни к месту и проведено неправильно, а тренер в оправдание говорит заказчику: «Это придумал Лунев. Вот такие плохие упражнения он предлагает».

Порой хочется пригласить таких людей на бесплатные мастерские тренинга тренеров! По крайней мере, мы научим правильно пользоваться нашими методиками.

Воровство среди тренеров – чей вопрос?

Призывать клиентов не пользоваться украденными методиками – по меньшей мере наивно. Участники рынки должны защищать себя сами, вырабатывая принципы внутрикорпоративной этики. Так считает Лидия Чукина, генеральный директор «Национальной гильдии профессиональных консультантов»:

- Примеры воровства программ, методик и пр. можно приводить чуть ли не ежедневно. Например, на днях я получила от коллеги предложение для передачи клиенту программы тренинга по лидерству. Просмотрела и ахнула: всё содержание полностью взято из семинара одного уважаемого западного тренера. На этом семинаре мы с коллегой были вместе. Ссылок на авторство я не обнаружила. Попробовала воззвать к справедливости и услышала: «а так принято!».

Выпущенный на рынок нетривиальный продукт или идея подхватывается и продается «братьями по цеху» в течение считанных недель. Где здесь грань между конкуренцией и воровством?

Заимствование методик – благо или зло? Что этично, а что выходит за границы корпоративных норм? Существуют ли эти нормы и если да, то кто их разработчик и хранитель?

Есть как минимум три варианта ответа на эти вопросы. Поясню на собственном примере. Как консультант я рассматриваю заимствование моих методик и идей как доказательство их успешности. Что стимулирует к созданию нового, ведет к профессиональному развитию. Я намеренно отбрасываю этические аспекты – практически при любом консалтингово-тренерском обсуждении вопросы этики приводят к самым жарким и бесконечным спорам.

Как руководитель консалтинговой компании считаю задачу создания и поддержания профессиональных этических норм корпоративным инструментом повышения качества услуг, оздоровления и развития рынка.

А вот как клиент, я не знаю и не хочу знать, кто у кого что украл. Для меня в этом случае важно получение обговоренного с тренером или консультантом результата за адекватные деньги.

Четыре совета тренеру, стремящемуся защитить интеллектуальную собственность

1.                 Пишите книги и статьи, публикуйте их в профессиональных журналах. Публикация – это лучшее и самое недорогое доказательство, которым вы можете при необходимости воспользоваться в суде.

2.                 Если вы обнаружили, что ваша уникальная программа идет где-то еще под другим именем – боритесь за свои права. Многие вопросы можно решить в досудебном порядке, т.е. путем переговоров.

3.                 Используйте подход патентоведов – изучить все, что было сделано до вас, обобщить это, найти что-то свое, «изюминку», корректно сослаться на предшественников и доказать, что нового принадлежит лично вам в том материале, который вы ведете.

4.                 В стремлении защитить свои авторские права надо знать границы. Не пытайтесь выдать велосипед за свое творение! Новых идей в бизнес-образовании не так уж и много, хотя возможность создать что-то интересное есть всегда. Например, в тренингах продаж есть определенная последовательность действий, приводящих к заключению сделки и разбор типовых ошибок, которые были описаны в сотнях книг. Зачастую тренеры стремятся выдать весь этот материал за «собственные» наработки. Однако участники тренингов тоже читают много литературы. Гораздо лучше и честнее просто корректно цитировать авторов, в этом случае вы только поднимете свой авторитет у участников, и вам не придется заключать сделки с собственной совестью.  

В Российской Федерации действует закон «Об авторском праве и смежных правах». Согласно этому закону, если вы являетесь автором произведения, независимо от того, обнародовали вы его или нет, если оно находится в объективной форме на территории нашей страны или даже за ее пределами, вы автоматически подпадаете под действие этого закона. Это означает, что вы признаетесь автором произведения, можете использовать его или разрешать делать это другим, обнародовать его и защищать от посягательств, а также получать выгоду от его распространения.

Авторитетное мнение

Андрей Плигин, учредитель «Центра НЛП в Образовании» и «Центра Бизнес-Технологий», тренер НЛП международного класса:

Лучшая защита – качественная подготовка бизнес-тренеров

- Рынок тренинговых и консалтинговых услуг развивается очень активно, на него приходит все больше и больше специалистов, которые не хотят ждать того момента, когда их профессионализм и мастерство будут хотя бы не ниже, чем у их учителей. 

Механизмы некорректного заимствования идей (в том числе и психологические), содержания программ, технологий и различных образовательных продуктов абсолютно ясны. Большая часть «нового поколения» тренеров выросла в условиях огромного количества книг о работе тренера, тренинговых центров, работы тренеров-фрилансеров. Многие из уже известных тренеров проделали собственный путь, как минимум, в пять-десять и более лет, став хорошими специалистами.

Но эта огромная, прежде всего, «внутренняя» работа малозаметна постороннему глазу. Приходя на открытые программы тренингов, многие студенты так воодушевляются (в том числе и от личности тренера), что хотят знать и уметь не меньше наставника. И у некоторых участников зарождается очень простая идея: записать на диктофон содержание обучения, купить видеодиск, книги автора и попробовать по методу компиляции создать собственную программу семинара. А так как рынок растет, то предложить ее можно любой маленькой компании, руководители которой желают обучать своих сотрудников, но не готовы платить за это соответствующую цену. Так чаще всего происходит: никем не контролируемое использование чужого творчества приводит к профанации самого обучения, так как такой новоявленный «тренер», конечно же, не в состоянии реализовать образовательную программу на высоком профессиональном уровне.

У процесса заимствования авторских разработок существуют не только внешние, но и внутренние предпосылки. Большое количество начинающих тренеров совершенно искренне полагают, что если они переставили какие-то темы местами, добавили упражнения из других тренинговых программ, нашли собственные метафоры, то они становятся авторами новой программы или технологии обучения.

Но образование (а бизнес-образование в особенности) — это специализированный продукт и услуга на рынке! Оно всегда имеет личный характер и личностно присваивается, и именно это является самой главной предпосылкой, в том числе и «некорректного присвоения» всего и вся в данной области. Судите сами: ведь если человек что-то усвоил, то данный опыт становится его внутренним достоянием, содержанием и способами мышления, которые, естественно, воспринимаются, как свои собственные!

Боюсь, что в той или иной степени каждый начинающий тренер проходит эту фазу. Вопрос лишь в том, как быстро он продвинется дальше.

И наоборот, если происходит обратный процесс — корректное цитирование, указание имен и фамилий, посвящение свих программ и книг собственным учителям, то это в сочетании с опытом преподавания, как правило, свидетельствует о личностной зрелости ведущего тренингов.

За время ведения огромного количества различных обучающих курсов я часто сталкивался с тем, что участники моих программ использовали мои идеи и разработки, как свои собственные. Они указывали их в своих раздаточных материалах и даже книгах под собственными именами. Понимая механизм присвоения знаний, я давно уже перестал на это обижаться. Уверен, что данный процесс происходил, происходит и будет происходить, независимо от изменений закона об авторских правах и культуры его использования. Однако это не означает, что тренеры должны махнуть рукой на процесс присвоения чужой интеллектуальной собственности и перестать что-либо делать по изменению этой ситуации.

Многое зависит от позиции профессионального тренерского сообщества. Прежде всего, в открытых источниках (особенно в СМИ и Интернете) полезно разъяснять, что тренер отдельная и самостоятельная профессия, предполагающая овладение содержанием предмета на принципиально другом уровне и профессионализм владения аудиторией, знание законов обучения, ораторское мастерство и многое другое. В моей практике подготовка профессионального тренера НЛП занимает не менее трех лет, а для большинства стажеров — около пяти! В связи с этим наступает момент особой ответственности тренеров за реализацию программ «Тренинг тренеров», которые чаще всего проходят интенсивно от 7 до 20 дней. По итогам обучения за один месяц участники тренинга получают сертификаты бизнес-тренера. Это, конечно, очередная профанация.

В нашем «Центре Бизнес-Технологий» подобная программа занимает 40 дней и организуется в течение года с защитой своей авторской программы.

Я уверен, что самый лучший способ преодоления некорректного использования авторских разработок — качественное обучение будущих тренеров. Я проанализировал содержание многих программ по подготовке тренеров и был удивлен: там не учат создавать авторские программы, а в отборе для участия в программе отсутствуют требования к ее участникам.

В нашем Центре мы принимаем людей, которые уже состоялись в бизнесе как продавцы, переговорщики, менеджеры. Наличие значительного собственного опыта для подготовки будущего тренера — один из самых важных критериев (иначе сапожник будет без сапог!).

Поэтому мы ввели поступенчатую сертификацию с защитой своих авторских программ: ведущий «Мастер-классов», «Тренер специализированных программ», «Корпоративный тренер», «Бизнес-тренер корпоративных и открытых программ». На каждом уровне компетентности нужно пройти соответствующую подготовку и сдать практический экзамен. А для подготовки тренеров НЛП мы разработали еще более комплексную подготовку продолжительностью около пяти лет со стажировкой.

Я убежден, что качество образования и корректность использования авторских прав — в руках самих профессионалов. Если мы сами будем учить будущих тренеров технологии тренерского творчества, секретам тренерских стратегий различного уровня, профессионалов будет значительно больше, и они вытеснят с рынка непрофессионалов. На длинной дистанции мастерство всегда побеждает. Примером является вся история «Центра НЛП в Образовании». Поначалу было много желающих тренеров создать курсы по образу и подобию наших за те же деньги, но в более короткие сроки! Мы первыми опубликовали минимальные стандарты обучения НЛП, а затем расширили их и создали свои стандарты тренерской подготовки. Сейчас их разделяет большая часть сообщества НЛП.

Основные методы тренерской корректности в ясных стандартах подготовки тренеров и их пропаганде, качественной содержательной подготовке будущих тренеров, создании легитимных и открытых списков подготовленных тренеров, юридической регистрации авторских прав.

Инна Иголкина, Татьяна Фомичева

Опубликовано в журнале «Тренинги в Бизнесе» № 3 за 2007 год 

© 2007 Перепечатка разрешена при условии
ссылки на
www.timesaver.ru и «Тренинги в Бизнесе»»» и «»